Пункт коррекционно-педагогической помощи

Основной целью деятельности пункта является оказание коррекционно-педагогической помощи лицам, осваивающим содержание образовательных программ общего среднего образования и имеющим стойкие или временные трудности в их освоении.

Деятельность пункта коррекционно-педагогической помощи регламентирует: ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 25 июля 2011 г. № 131 «Об утверждении Положения о пункте коррекционно-педагогической помощи»

Направления работы пункта:

  • оказание коррекционно — педагогической помощи детям с нарушениями устной и письменной речи;
  • коррекция звукопроизношения;
  • развитие высших психических процессов.

В ПКПП могут быть зачислены учащиеся:

  • с нарушениями речи (устной и письменной): дислалией, ринолалией, дизартрией, общим недоразвитием речи, нарушениями чтения и письма;
  • с нарушением слуха;
  • с нарушениями зрения;
  • с нарушениями психического развития (трудностями в обучении).

Зачисление в ПКПП осуществляется директором школы на основании заключений Государственного учреждения образования «Солигорский районный  центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации».


В ГУО «Средняя школа № 11 г. Солигорска» в 2023/2024 учебном году открыто 1,5 ставки учителя – дефектолога. На занятия зачисляются учащиеся в количестве 36 человек.

Учитель-дефектолог первой квалификационной категории пункта коррекционно - педагогической помощи ГУО «Средняя школа № 11 г. Солигорска» - Матвиенко Екатерина Петровна.

Образование:  Высшее. БГПУ им. М. Танка

Общий педагогический стаж: свыше 23 лет. 

Стаж в должности учителя-дефектолога: 13 лет.

По вопросам можно обратиться к учителю-дефектологу Матвиенко Екатерине Петровне (кабинет №109 Б) в часы работы учителя дефектолога.

 График работы пункта коррекционно-педагогической помощи

  Понедельник   12.10 – 18.00
  Вторник   12.10 – 18.00
  Среда   12.10 – 18.00
  Четверг    12.10 – 17.45
  Пятница   12.10 – 17.05

 

Во второй четверг каждого месяца учитель-дефектолог пункта проводит консультации для учителей начальных классов с 17.25-18.00.

Каждый третий четверг месяца  учитель-дефектолог пункта проводит консультации для законных представителей обучающихся с 17.25-18.00.


График проведения консультаций

учителя-дефектолога ПКПП ГУО «Средняя школа № 11 г. Солигорска» Матвиенко Екатерины Петровны на 2023/2024 уч. г.

Тема консультации

С кем проведена

Время

Результаты обследования обучающихся первых, вторых классов

Учителя начальных классов, законные представители

Сентябрь

Что такое «общее недоразвитие речи» и особенности работы с обучающимися первых классов

Учителя первых классов, законные представители

Октябрь

Языковой анализ и синтез и его нарушение - самый распространённый вид нарушения письма у младших школьников

Учителя вторых классов, законные представители

Ноябрь

Стёртая дизартрия и дислалия

Учителя первых классов, законные представители

Декабрь

Нарушение чтения (дислексия)

Учителя начальных классов, законные представители

Январь

Оптико-пространственное ориентирование и его нарушение-одна из причин возникновения нарушений письма

Учителя вторых классов, законные представители

Февраль

Акустические нарушения на письме

Учителя вторых классов, законные представители

       Март

Ошибки при словоизменении и согласовании

Учителя начальных классов, законные представители

Апрель

Использование игровых технологий на занятиях

Учителя начальных классов

Май


Уважаемые родители!

Для зачисления в пункт коррекционно-педагогической помощи при проведении психолого-медико-педагогического обследования законным представителем обучающегося должны быть предоставлены следующие документы:

  • Выписка из медицинских документов (форма 1 мед/у-10) - от педиатра;
  • Медицинская справка о состоянии здоровья с указанием наличия либо отсутствия психиатрического учета (форма 1 здр/у-10) - от психиатра;
  • Психолого-педагогическая характеристика из учреждения образования, в котором обучается ребенок;
  • Образцы письменных работ по языку и математике.

Коррекционные занятия проводятся с 16 сентября по 25 мая. График занятий составляется учителем-дефектологом до 16 сентября. Занятия обязательны для посещения учащимися. Пропускать занятия можно только по уважительной причине, о чём родители обязаны своевременно предупреждать классного руководителя или учителя-дефектолога.

Рубрика "Вопрос - ответ"

В каком возрасте пора показать ребенка логопеду?

Мнение, что ребенка надо приводить на прием к логопеду к пяти годам, в настоящее время уже устарело. Дело в том, что к этому возрасту речь ребенка уже во многом сформирована, а наиболее благоприятным периодом для развития речи является возраст 2-3 года.

Именно в этом возрасте надо поинтересоваться, все ли хорошо у вашего ребенка с речью. И даже если логопед в поликлинике скажет, что развитие ребенка соответствует возрасту, надо ежегодно посещать логопедический кабинет, чтобы отслеживать динамику формирования речи.

Ведь то, что является нормой в три года, в четыре уже является отставанием. Если же у мамы были проблемы во время беременности или родов, ребенок наблюдался у невропатолога, то в этом случае надо особенно внимательно следить за становлением речи. Тогда маме не придется слышать так часто задаваемый логопедами вопрос: «А где вы были все это время?». 

Может ли мама сама определить, нужен ли ребенку логопед?

Если к 2,5 годам у ребенка не формируется элементарной фразовой речи, считается, что темп его речевого развития отстает от нормы. Трехлетний ребенок употребляет в предложении простые предлоги ( на, в, под, за, с, из) и союзы потому что, если, когда.

В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, из-за, из-под, союзы что, куда, сколько. К этому времени появляются свистящие звуки (с, з, ц), ы, э, несколько позднее - шипящие (ш, ж, ч, щ). Звуки р, л обычно появляются к 5-5,5 годам. К пяти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь, пользуется обобщающими понятиями («одежда», «овощи» и т.д.). В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор и т.п.).

Если речь вашего ребенка значительно отличается от этих норм, следует обратиться к логопеду. Однако очень часто родители привыкают к речи своего ребенка и не замечают многих проблем в его развитии, особенно если этот ребенок единственный в семье.

Поэтому рекомендуется первый раз посетить логопеда поликлиники в три года и затем ежегодно посещать с профилактической целью.

Если же лепет у вашего ребенка угас, а первые слова не появились и к 2 годам, то обратиться за помощью следует раньше.

Могут ли родители сами исправить речь своего ребенка?

Несомненно, трудно переоценить роль матери или других близких людей в развитии речи ребенка. В настоящее время появилась масса книг, помогающих родителям развивать речь ребенка, например Максаков А.И. Тумакова Г.А. «Учите, играя»; Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»; Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи». 

Иногда бывает достаточно привлечь внимание ребенка к правильному произнесению звука, чтобы получить положительный эффект.

В других случаях предварительно необходимо развить артикуляционную мускулатуру с помощью артикуляционной гимнастики (узнайте у логопеда как правильно ее выполнять).

Однако если, несмотря на ваши усилия, ребенок в течение месяца занятий так и не научился правильно произносить звуки, лучше всего обратиться к профессионалу. Дальнейшие попытки исправить произношение могут усугубить проблему, например, закрепить у ребенка неправильное произношение или вовсе отбить охоту заниматься.

Особое внимание уделяйте собственной речи, т.к. для детей в возрасте от 1 года до 6-ти лет речь родителей является образцом для подражания и служит основой последующего речевого развития.

Важно придерживаться следующих правил:

- нельзя «сюсюкать» с ребенком, т.е. говорить лепетным языком или искажать звукопроизношение, подражая речи ребенка; 

- желательно, чтобы ваша речь была всегда четкой, умеренной по темпу; 

- общаясь с ребенком, не перегружайте свою речь труднопроизносимыми для детей словами, непонятными выражениями, оборотами. Фразы должны быть достаточно простыми. Перед чтением книжки, сказки новые, незнакомые слова, встречающиеся в тексте, нужно не только объяснить ребенку в доступной его пониманию форме, но и проиллюстрировать: рассмотрите яркую картинку, сходите на экскурсию и т.п.

- ребенка нельзя наказывать за ошибки в речи, передразнивать его или раздраженно поправлять.

Полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту. 

Как попасть на занятия к логопеду?

Если вы решили обратиться к логопеду, сначала надо направиться в поликлинику. Логопед поликлиники консультирует родителей по вопросам развития речи, проводит диспансеризацию детей в детских садах и школах и занимается коррекцией несложных нарушений речи у детей самого разного возраста. Он же направляет ребенка при более выраженных нарушениях на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) для уточнения диагноза и, при необходимости, определении ребенка в специализированную группу детского сада. В детском саду логопед занимается только с детьми, зачисленными в его группу.

Чем занимается логопед?

Вопреки распространенному мнению логопед не только «ставит» звуки. Работа логопеда в коррекционной группе начинается с развития у детей внимания, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения), памяти и мышления. Без этого невозможно наладить полноценный образовательный процесс. В задачи логопеда входит расширение и обогащение словарного запаса детей, исправление грамматических ошибок и обучение грамоте.

Как правильно учить ребенка читать и писать?

В основе обучения чтению - не буква, а звук. Прежде чем показать ребенку новую букву, например М, следует научить его находить на слух звук [м] в слогах, словах. На первых порах следует называть и звуки, и соответствующие им буквы одинаково - [м], [б], а не эм или бэ. Говоря так, мы произносим два звука - [э] и [м]. Это только путает детей.

Другая грубая ошибка заключается в побуквенном чтении, т. е. ребенок сначала называет буквы: М А - и только после этого складывает сам слог: МА. Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом. Если ребенок и сможет таким способом прочитать слова из трех-четырех букв, то чтение более сложных слов окажется недоступным. Правильное чтение - это чтение слогами (пока не будет сформировано беглое чтение). Пусть поначалу ребенок долго тянет первую букву слога, пока не распознает следующую букву.

Главное, чтобы он не останавливался после первой буквы, слитно прочел буквы слога. В первую очередь детей учат читать слоги типа АП, УТ, ИК и т.п. Затем переходят к слогам типа МА, НО, ВУ. После того, как будет достаточно автоматизирован навык чтения слогов, переходят к чтению слов типа МАК, ЛУНА, ПАЛКА и т.д. по нарастанию сложности слов. Если в устной речи ребенок заменяет некоторые звуки, например [Ш] на [С] («сапка») или [Р] на [Л] («лыба»), не рекомендуется учить с ним соответствующие буквы, пока не будет полностью исправлено звукопроизношение. В противном случае у ребенка может сформироваться неправильная связь между звуком и обозначающей его буквой.

Прежде чем учить ребенка письму, необходимо сформировать правильный захват ручки. Многие дети делают это неправильно. Руки ребёнка должны лежать на столе так, чтобы локоть правой руки (у правшей) немного выступал за край стола, и рука свободно двигалась по строке, а левая лежала на столе и придерживала лист.

Ручка кладется на верхнюю часть среднего пальца, а ногтевые фаланги большого и указательного пальцев придерживают её на расстоянии 1,5–2 см. от конца стержня. Научите ребенка ориентироваться на листе бумаги: показывать верхний правый, левый нижний угол, середину листа и т.д. Затем учат видеть строчки, находить начало, конец строчки.

Как помочь ребенку, если он забывает, путает, неправильно пишет буквы?

Если ребенок пишет буквы не в ту сторону (зеркально), путает расположение элементов букв чаще всего это следствие несформированных пространственных представлений. Проверьте, умеет ли ваш ребенок правильно показывать свое правое ухо, левую ногу и т. д.

Очень полезны игры-занятия типа «Танграм», «Пифагор», «Сложи квадрат», различные «конструкторы». Бывает, что ребенок путает совершенно непохожие по написанию буквы: М и Б, Т и Д. Причиной этого может быть, то что ребенок плохо различает соответствующие звуки на слух. При этом физический слух у него может быть абсолютно нормальным. Поучите ребенка находить на слух трудные звуки в слогах, словах.  Чтобы ребенку было легче запоминать буквы, рекомендуются следующие приемы:

- Раскрашивание буквы, штриховка;

- Лепка ребенком буквы из пластилина.

- Вырезание ребенком буквы по контуру, нарисованному взрослым.

- «Написание» широкими жестами всех изучаемых букв в воздухе.

- Сравнение буквы и ее элементов со знакомыми предметами, другими буквами: буква У – заячьи ушки и т.д.

- Обводка пальцем буквы, вырезанной из мелкой наждачной бумаги или бархатной бумаги, узнавание букв на ощупь с закрытыми глазами. 

- Выкладывание буквы из различных материалов: тесьмы, пуговиц, спичек и т.д.

- Обводка ребенком букв, написанных взрослым.

 - Письмо буквы по опорным точкам, поставленным взрослым.

свернуть

ПОЛОЖЕНИЕ о пункте коррекционно-педагогической помощи ГУО «Средняя школа №11г.Солигорска»

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  1. Настоящее Положение определяет порядок деятельности пункта коррекционно-педагогической помощи государственного учреждения образования «Средняя школа №11 г. Солигорска».
  2. Пункт коррекционно-педагогической помощи (далее - пункт) как структурное подразделение создается в государственном учреждении образования «Средняя школа №11 г. Солигорска», которому в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.
  3. Решение о создании пункта принимает директор государственного учреждения «Средняя школа №11г.Солигорска», при наличии необходимого количества лиц, осваивающих содержание образовательных программ общего среднего образования и имеющих стойкие или временные трудности в их освоении (далее, если не указано иное, - учащиеся).
  4. Пункт прекращает свою деятельность в случае отсутствия необходимого количества учащихся, указанных в части второй пункта 7 настоящего Положения. Основанием для прекращения деятельности пункта является решение директора государственного учреждения образования «Средняя школа №11г.Солигорска», создавшего пункт.
  5. Основной целью деятельности пункта является оказание коррекционно-педагогической помощи лицам, осваивающим содержание образовательной программы общего среднего образования и имеющим стойкие или временные трудности в их освоении.
  6. Задачами пункта являются:
  • изучение особенностей психофизического развития учащихся с целью определения оптимальных путей оказания им коррекционно-педагогической помощи;
  • формирование общих способностей учебной деятельности с целью выполнения учащимися требований образовательных стандартов общего среднего образования;
  • формирование позитивной мотивации к учебной деятельности, развитие функций самоконтроля и произвольной регуляции поведения у учащихся.
  1. В пункте для оказания коррекционно-педагогической помощи учащиеся объединяются в группы. Пункт открывается при наличии 4 групп, наполняемость которых составляет 5 - 6 человек в каждой группе.
  2. В зависимости от характера нарушения физического и (или) психического развития в пункте могут быть сформированы группы для учащихся:
  • с нарушениями речи;
  • с нарушением слуха;
  • с нарушениями зрения;
  • с нарушениями психического развития (трудностями в обучении).

 ГЛАВА 2

ЗАЧИСЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ В ПУНКТ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ИХ ОТЧИСЛЕНИЕ

  1. Зачисление учащихся в пункт осуществляется приказом директора государственного учреждения образования «Средняя школа №11г.Солигорска», создавшего пункт, на основании следующих документов:
  • заявления законного представителя учащегося;
  • заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее - ЦКРОиР).
  1. В пункт могут зачисляться учащиеся из других учреждений образования, реализующих образовательную программу общего среднего образования, при наличии свободных мест.
  2. Отчисление учащихся из пункта осуществляется приказом директора государственного учреждения образования «Средняя школа №11г.Солигорска», создавшего пункт, после исправления нарушений физического и (или) психического развития.

 ГЛАВА 3

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ПУНКТЕ

  1. Коррекционно-педагогическая помощь в пункте оказывается учителем-дефектологом в форме занятий, направленных на исправление нарушений физического и (или) психического развития учащихся, активизацию их познавательной деятельности, нормализацию учебной деятельности.
  2. Коррекционно-педагогическая помощь учащимся в пункте оказывается с учетом возраста учащегося, структуры имеющегося у него физического и (или) психического нарушения и в соответствии с расписанием занятий, которое утверждается директором государственного учреждения образования «Средняя школа №11 г. Солигорска», создавшим пункт.

Периодичность посещения занятий учащимися составляет 2 - 4 раза в неделю.

  1. Распределение учащихся в пункте по группам осуществляется учителем-дефектологом пункта на основании заключения ЦКРОиР.
  2. Занятия в пункте проводятся с 16 сентября по 25 мая текущего учебного года.
  3. Продолжительность занятий в пункте для учащихся определяется в соответствии с санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами.
  4. Содержание занятий определяется документом, в котором отражаются цели, задачи, приемы и средства коррекционно-педагогической помощи и который утверждается директором государственного учреждения образования «Средняя школа №11 г. Солигорска», создавшим пункт.
  5. Учащиеся, у которых нарушения физического и (или) психического развития не могут быть исправлены при оказании им коррекционно-педагогической помощи в пункте, направляются директором государственного учреждения образования «Средняя школа №11 г. Солигорска», создавшим пункт, в ЦКРОиР для проведения в установленном порядке психолого-медико-педагогического обследования.
  6. В случае отказа законного представителя учащегося от проведения психолого-медико-педагогического обследования учащегося в ЦКРОиР учителем-дефектологом пункта разъясняются возможные последствия такого отказа законному представителю учащегося.
  7. Отказ законного представителя учащегося оформляется в письменной форме и подписывается законным представителем учащегося и директором государственного учреждения образования «Средняя школа №11 г. Солигорска», создавшим пункт.

 

свернуть

Интернет-ресурсы учителя-дефектолога

Мир образования стремительно развивается и предъявляет педагогу, в том числе учителю-дефектологу, новые требования. В современном учебном заведении невозможно обойтись без новых образовательных технологий, этого требует и профессиональный стандарт педагога. Одно из требований заключается в том, что учитель будущего прекрасно владеет компьютером, разбирается в социальных сетях, умеет использовать источники информации.

Мир образования наполняется сетевыми сервисами и цифровыми ресурсами. С каждым годом их количество стремительно растет. Используя поисковые системы в Интернет, мы отыскиваем ресурсы из глобальной паутины.

Интернет-ресурсы для повышения профессионального мастерства учителя-дефектолога ПКПП:

свернуть

Советы родителям

На страницах сайта учителя-дефектолога Govorusha можно найти много полезной информации и практического материала для коррекция нарушений речи.

свернуть