Оздоровление

ГУО «Молодечнеская санаторная школа-интернат»

ГУО «Молодечненская санаторная школа-интернат» – учреждение с богатым многолетним опытом применения самых новейших методов и средств исправления деформации позвоночника различной степени тяжести.

свернуть

Перечень часто задаваемых вопросов по оздоровлению детей

Оздоровление детей в лагерях с использованием государственных средств организуется в каникулярные периоды.

Дети имеют право на получение путевки с использованием государственных средств в лагерь с круглосуточным пребыванием не более одного раза в календарном году.

В лагерь с дневным пребыванием дети могут быть направлены в течение каждого каникулярного периода не более одного раза.

Не более двух раз в календарном году могут быть направлены в лагерь с круглосуточным пребыванием следующие категории детей:

  • дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, воспитывающиеся в опекунских и приемных семьях, детских интернатных учреждениях, детских домах семейного типа;
  • спортсмены-учащиеся, проходящие спортивную подготовку в специализированных учебно-спортивных учреждениях, учащиеся, обучающиеся в средних школах - училищах олимпийского резерва, спортсмены, проходящие спортивную подготовку в иных организациях, осуществляющих спортивную подготовку спортивного резерва и (или) спортсменов высокого класса, при направлении их в спортивно-оздоровительные лагеря;
  • дети из многодетных и неполных семей;
  • дети неработающих пенсионеров.

Оздоровление детей в лагерях по профилям, направлениям деятельности (сроком не более 9 дней), а также в лагерях с дневным пребыванием в течение каждого каникулярного периода не исключает возможности их направления в течение года на оздоровление в лагеря с круглосуточным пребыванием и наоборот.

Дети, пострадавшие от катастрофы на Чернобыльской АЭС, направляются на оздоровление в лагеря с круглосуточным пребыванием в соответствии с законодательством.

Путевки в лагеря с круглосуточным пребыванием выдаются:

  • по месту работы (заключения гражданско-правовых договоров), службы, учебы одного из родителей на основании решения комиссии по оздоровлению и санаторно-курортному лечению (далее - комиссия) - для детей, указанных в абзацах втором и восьмом пункта 3 настоящего Положения;
  • государственными органами управления образованием по месту жительства - для детей, указанных в абзацах третьем - пятом пункта 2 и абзацах четвертом и пятом пункта 3 настоящего Положения;
  • специалистами Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения в городах и районах - детям, указанным в абзацах третьем, шестом и седьмом пункта 3 настоящего Положения.

Путевки в спортивно-оздоровительные лагеря с круглосуточным пребыванием выдаются организациями, создающими (организующими) спортивно-оздоровительные лагеря для спортсменов-учащихся, проходящих спортивную подготовку в специализированных учебно-спортивных учреждениях, учащихся, обучающихся в средних школах - училищах олимпийского резерва, спортсменов, проходящих спортивную подготовку в иных организациях, осуществляющих спортивную подготовку спортивного резерва и (или) спортсменов высокого класса.

Путевки в лагеря с круглосуточным пребыванием выдаются лицом, ответственным за хранение и выдачу путевок, на основании выписки из протокола заседания комиссии (копии протокола) о выделении путевки при предъявлении квитанции об оплате частичной стоимости путевки.

Путевки в спортивно-оздоровительные лагеря выдаются на основании решения тренерского совета специализированных учебно-спортивных учреждений, детско-юношеских спортивных школ (специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва), включенных в структуру клубов по виду (видам) спорта в виде обособленных структурных подразделений, средних школ - училищ олимпийского резерва, решений иных организаций, осуществляющих спортивную подготовку спортивного резерва и (или) спортсменов высокого класса, согласованных с государственными органами, осуществляющими государственное регулирование и управление в сфере физической культуры и спорта. О выдаче путевки в спортивно-оздоровительный лагерь с круглосуточным пребыванием уведомляются комиссии по месту работы, службы, учебы родителей (лиц, их заменяющих).

Выдаваемые путевки должны быть предварительно заполнены (фамилия, имя, отчество ребенка, получающего путевку, место работы родителей, должность), подписаны руководителем организации, выдавшей путевку, и скреплены печатью этой организации. Путевка выдается на указанный в ней срок оздоровления и не подлежит разделению по срокам и количеству мест.

Исправления в бланке путевки должны быть также заверены подписью руководителя организации, выдавшей путевку, и печатью этой организации.

Для выделения путевки в лагерь с круглосуточным пребыванием родители (лица, их заменяющие) подают письменное заявление в организации, указанные в пункте 12 настоящего Положения, с приложением:

  • копии свидетельства о рождении ребенка;
  • справки о необеспеченности ребенка в текущем году путевкой в лагерь с круглосуточным пребыванием с использованием государственных средств, выдаваемой организацией по месту работы, службы, учебы другого родителя (начиная со второй смены).

В исключительных случаях вместо заявления родителей (лиц, их заменяющих) может быть представлено ходатайство о выделении путевки комиссии по делам несовершеннолетних при исполнительных и распорядительных органах, учреждения образования, специализированного учебно-спортивного учреждения, средней школы - училища олимпийского резерва, иных организаций, осуществляющих спортивную подготовку спортивного резерва и (или) спортсменов высокого класса.

При обращении за получением путевки дополнительно представляются следующие документы:

  • для детей, проживающих на территории радиоактивного загрязнения в зоне последующего отселения, в зоне с правом на отселение, в зоне проживания с периодическим радиационным контролем, - копия справки о праве на льготы несовершеннолетнего, пострадавшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо удостоверения пострадавшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  • для детей безработных - справки о регистрации родителей в качестве безработных;
  • для детей неработающих пенсионеров - копии пенсионного удостоверения и трудовых книжек родителей;
  • для детей из многодетных семей - справка о месте жительства и составе семьи, копии трудовых книжек родителей (лиц, их заменяющих) и удостоверения многодетной семьи;
  • для детей из неполных семей - справка о месте жительства и составе семьи и другие документы, подтверждающие, что семья является неполной: копия справки, выданной органом, регистрирующим акты гражданского состояния, содержащей сведения из книги регистрации актов гражданского состояния о рождении детей, о том, что сведения об отце (матери) записаны по указанию матери (отца), - для одиноких родителей; копия свидетельства о смерти супруга (супруги), второго родителя ребенка - для вдов (вдовцов); копия решения суда, в силу которого между усыновителем и усыновленным возникли такие же права и обязанности, как между родителями и детьми, - для одиноких граждан, усыновивших детей; копия решения суда о расторжении брака или свидетельства о расторжении брака - для родителя, расторгнувшего брак и воспитывающего несовершеннолетних детей; копия решения суда о признании гражданина безвестно отсутствующим или решения суда об объявлении его умершим - для родителя, воспитывающего несовершеннолетних детей и не имеющего сведения о месте пребывания и о постоянном месте жительства другого родителя;
  • для детей индивидуальных предпринимателей, нотариусов, адвокатов - свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, свидетельство на осуществление нотариальной деятельности, удостоверение нотариуса, удостоверение адвоката;
  • для детей лиц, осуществляющих предусмотренные законодательными актами виды ремесленной деятельности, а также лиц, осуществляющих деятельность в сфере агроэкотуризма без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, - документ, подтверждающий уплату сбора за осуществление ремесленной деятельности, уплату сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма.
  • Для выделения бесплатной путевки в лагерь в государственные органы управления образованием по месту жительства дополнительно представляются следующие документы или их копии:
  • для детей, указанных в абзацах третьем - пятом пункта 2 настоящего Положения, - свидетельство о смерти (извещение о пропавшем без вести); документы, подтверждающие, что гибель (смерть) одного из родителей связана с выполнением воинского или служебного долга в Афганистане либо в других государствах, где велись боевые действия, либо с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей) или наступила вследствие ранений, контузий, увечий, заболеваний, непосредственно связанных со спецификой несения военной службы; удостоверение инвалида войны или заключение медико-реабилитационной экспертной комиссии;
  • для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - документы, подтверждающие, что ребенок является сиротой или оставшимся без попечения родителей;
  • для детей-инвалидов, постоянно проживающих в домах-интернатах для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития, - документы, подтверждающие, что ребенок постоянно проживает в интернатном учреждении, удостоверение инвалида или заключение медико-реабилитационной экспертной комиссии, а также заявление о согласии родителей на направление ребенка в лагерь или документы, подтверждающие, что ребенок является сиротой или оставшимся без попечения родителей.

Копии необходимых документов могут удостоверяться в установленном порядке или выдающей путевку организацией, указанной в частях первой или второй пункта 12 настоящего Положения.

Для зачисления ребенка в лагерь с дневным пребыванием родители (лица, их заменяющие) подают письменное заявление в учреждение образования по месту учебы ребенка, специализированное учебно-спортивное учреждение, среднюю школу - училище олимпийского резерва, иные организации, осуществляющие спортивную подготовку спортивного резерва и (или) спортсменов высокого класса. Принимаются дети в лагерь с дневным пребыванием на основании приказов руководителей указанных учреждений, организаций.

Для зачисления детей в лагеря труда и отдыха родители (лица, их заменяющие) подают заявление с приложением документов, предусмотренных в пункте 13 или 14 настоящего Положения, а также дополнительно представляют:

  • для детей в возрасте от 14 до 16 лет - заявление одного из родителей (лиц, их заменяющих) о согласии на выполнение ребенком работ на условиях трудового или гражданско-правового договора и медицинскую справку о состоянии его здоровья, содержащую информацию о годности к работе или выполнению определенных видов работ, осуществляемых в период нахождения в лагере труда и отдыха;
  • для детей в возрасте от 16 до 18 лет - заявление ребенка о согласии на выполнение работ на условиях трудового или гражданско-правового договора и медицинскую справку о состоянии его здоровья, содержащую информацию о годности к работе или выполнению определенных видов работ, осуществляемых в период нахождения в лагере труда и отдыха.

Документы, указанные в абзацах втором и третьем части первой настоящего пункта, прилагаются к выданной путевке в лагерь труда и отдыха и представляются руководителю лагеря. Копии этих документов хранятся по месту выдачи путевки.

Путевки в лагеря и расходные документы по ним, квитанции о внесении платы (о выдаче бесплатной путевки указывается в протоколе заседания комиссии), журналы учета путевок и другие документы, необходимые для получения и выдачи путевок, хранятся в комиссии в порядке, установленном для хранения финансовых документов.

Документы по учету, хранению и реализации путевок в лагерь, формы отчетности, сроки и порядок их представления утверждаются директором Республиканского центра по согласованию с заинтересованными республиканскими органами государственного управления.

свернуть

Лагерь труда и отдыха "ЮНОСТЬ"

 

Лагерь труда и отдыха 


Традиционно на базе нашей школы каждое лето функционирует лагерь труда и отдыха «Юность» для подростков 14-16 лет с дневным пребыванием. Ребятам предложено 3-х разовое питание.
«Работа должна приносить удовольствие». Мы считаем, что данное высказывание идеально подчеркивает идею нашего лагеря труда и отдыха. Ведь в настоящее время так важно воспитывать трудолюбивых и активных ребят, стремящихся к саморазвитию и самосовершенствованию.
Для подростка пребывание в трудовом лагере является возможностью не только впервые попробовать себя в качестве настоящего работника и заработать первые деньги, но и просто прекрасно провести свободное время. Здесь ребята приобретают трудовые навыки через привлечение к трудовой деятельности, улучшают общее состояние здоровья. Такой лагерь дает возможность не только пообщаться со сверстниками, но и заработать карманные деньги на лето. В свободное время ребята отдыхают и весело проводят время.

                                 День родного края
Этот день мы посвятили своему городу. Он прошел под девизом: «Посмотри как он пригож, край родной, где ты живешь»!
Трудовая акция называлась «Квитней, любимая школа!» После трудовой акции мы участвовали в интеллектуальной викторине «Я вырос здесь - и край мне этот дорог». Отвечали на вопросы по истории Беларуси и складывали картины из пазлов «Достопримечательности родного края». Мы с гордостью заявляем: «Мы любим свою Родину! И гордимся ею!»

Сегодня? 13.06.2022 ребята из отряда "Юность" работали в библиотеке с документацией. Готовили кабинеты к проведению централизованного тестирования: расставляли мебель, клеили плакаты, списки, номера вариантов и т.д.

свернуть

Оздоровительный лагерь "Звездный"

С НАМИ КАНИКУЛЫ СТАНУТ ЯРЧЕ!

 

СТАРТ ЛЕТНЕЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ

3 июня 2022 года воспитанники оздоровительного лагеря побывали на районном празднике, посвященном старту летней оздоровительной кампании 2022 года. Были организованы для детей фотозоны, выставка творческих работ. Ребята посетили интерактивные площадки.

Каждый отряд озвучил речевку, рекламирующую лагерь.

Речевка нашего лагеря:

       Звезды в ладонях, звезда на груди.

Гордая юность всегда впереди!

Мероприятие было интересным, познавательным, полезным.

 

ОТКРЫТИЕ СМЕНЫ

 Школьный лагерь – это одна из наиболее востребованных форм летнего отдыха детей школьного возраста. Лагерь выполняет очень важную миссию оздоровления и воспитания, а также занятости школьников в летний период. Каждый прожитый день, должен быть по-своему незабываем, насыщен различными событиями, открытиями, обогащен новыми впечатлениями.

6 июня 2022 года в оздоровительном лагере прошло открытие смены. Каждый отряд подготовил номер. Сценарий открытия лагерной смены был очень интересный и веселый. Использовались различные виды деятельности: песни, танцы, чтение стихотворений. Детям было весело, задорно и интересно.

КОНКУРС ЧТЕЦОВ "СПАСИБО ЗА ПОБЕДУ!" (07.06)

КОНКУРС ОТРЯДНЫХ УГОЛКОВ

КОНКУРС РИСУНКОВ "МОЙ ЗНАК БЕЗОПАСНОСТИ"

КОНКУРС ПЛАКАТОВ "ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА РОДИНУ" (08.06)

ЭКСКУРСИЯ В КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ (08.06)

8 июня 2022 года ребята посетили краеведческий музей.

Краеведческий музей – это такой музей, в котором можно узнать о жизни наших далеких предков, которые проживали именно в нашем регионе. Именно в таких краеведческих музеях находится душа определенной местности, хранит в себе историю предков. В таких музеях выставляются экспонаты, рассказывающие о жизни людей, живших в данном районе, предметы личного обихода, одежда и домашняя утварь. Посетив краеведческий музей, мы открыли для себя историю родной местности совершенно с другой стороны! От посещения краеведческого музея у нас остались только самые лучшие воспоминания, и мы еще долго находились под впечатлением. Экскурсия в музей очень полезна для учеников, разыгрывается воображение, когда пытаешься додумать пробелы в истории, добавляя свои «кирпичики» в цепочку исторических событий.

Если вы хотите познакомиться с историей своего родного края и узнать о своей малой родине что-то интересное, вам надо обязательно пойти на экскурсию в краеведческий музей.

СПОРТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ (09.06)

ЦИРКОВОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ (09.06)

9 июня 2022 года в оздоровительном лагере состоялось цирковое представление.

Зал был полностью заполнен. Было очень много детей. Некоторые пришли целыми отрядами.

Представление началось с выступления фокусника. Затем было выступление гимнастки. Она показывала чему можно научиться, если долго тренироваться.

Зрители не жалели аплодисментов, когда трюки им нравились. И ахали, когда казалось, что ситуация очень опасна.

Через  час представление закончилось, зрители уходили с улыбкой.

ВОЗЛОЖЕНИЕ ВЕНКОВ К ПАМЯТНИКУ В.И. КОЗЛОВА

10 июня 2022 года в рамках «Звездного похода «Время выбрало нас!» состоялось возложение венков к памятнику В.И. Козлова.

 

 


ЭКСКУРСИЯ В БИБЛИОТЕКУ (10.06)

наш оздоровительный лагерь плодотворно сотрудничаЕт с детской библиотекой. Это  способствует пробуждению интереса детей к чтению, познанию нового, самосовершенствованию.

Экскурсия в библиотеку стала не просто знакомством ребят с правилами, по которым живёт «книжкин дом», Но и средством приобщения к регулярному чтению книг, раскрытию собственных интересов и предпочтений.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА "С ПРИРОДОЙ НА ТЫ"

ЗА КЛАДОМ К ПИРАТУ (10.06)

ВЕЛОДВИЖЕНИЕ (13.06)

ДЕНЬ ИНДЕЙЦА (15.06)

Развитие внимательности, находчивости, чувства ответственности за общее дело, коммуникативные способности детей, умение играть в команде. Все это было актуально сегодня, 15 июня, в нашем лагере. УРА! День индейца!!!

Лазертаг (15.06)

Все большую популярность сегодня приобретают различные виды активного отдыха в виде военизированных игр. Одной из них является лазертаг – игра, основанная на использовании оружия, стреляющего лазерным лучом.

Лазертаг (от англ. lasertag) или кузар, квазар, кьюзар, лазер так — это увлекательные лазерные бои, проходящие между двумя командами. Лазертаг — это захватывающая, зрелищная и динамичная игра для  детей.

15 июня 2022 года в оздоровительном лагере состоялась такая игра.

 

ТУР по городу «Геройская улица» (фото улицы и рассказ о герое ВОВ, чьё имя носит улица)

Квест -игра "Без дыма и огня"

 КОНКУРС "ПОВАРА"

21 июня воспитанники оздоровительного лагеря «Звездный» показывали все на что способны в сфере кулинарии. Ребята должны были приготовить пиццу максимально вкусно и быстро. Их умение вкусно готовить обязательно пригодилось в игре и обычное приготовление пиццы превратилось в очень интересное состязание.

ДЕНЬ ПАМЯТИ И СКОРБИ (22.06)

Помните! Через века, через года, - помните!
О тех, кто уже не придет никогда, - помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!

22 июня 1941 года – одна из самых скорбных дат. Это день начала Великой Отечественной войны. В этот день мы вспоминаем всех погибших в боях, замученных в фашистских лагерях, умерших от голода и лишений. Мы скорбим по всем, кто погиб, выполняя свой долг, защищая нашу Родину от врага. В этот день во всех городах с болью вспоминают эту страшную войну. Люди зажигают свечи памяти по погибшим, возлагают цветы к памятникам и мемориалам, объявляют минуты молчания.

22 июня в школьном оздоровительном лагере «Звездный» ГУО «Средняя школа №11 г. Солигорска» прошел День памяти и скорби, посвященный началу Великой Отечественной войны. С воспитанниками были проведены следующие мероприятия: посещение Солигорского краеведческого музея «Это наша память»; квест-игра «Поколение героев не забудем никогда!», где минутой молчания собравшиеся почтили память погибших; просмотр фильма «Тимур и его команда», с последующим обсуждением фильма «Кто такие тимуровцы?»; посещение музея В.И. Козлова; тур по городу «Геройская улица» (фото улицы и рассказ о герое, чьё имя носит улица);  конкурс стихов «Овеянные славою флаг наш и гимн»; творческая мастерская «Фронтовое письмо»;  конкурс плакатов «Они сражались за Родину!»;конкурс поделок-венков «Спасибо за Победу!»; конкурс патриотической песни «Любимые песни героев!»; конкурс чтецов «Ваш подвиг не забудем никогда!».

 Прошедшие мероприятия способствовали формированию патриотизма и активной гражданской позиции воспитанников, сплочению коллективов, помогли выявить лидерские качества ребят.

свернуть

В санатории Беларуси с детьми!

Санаторные школы Минской области

В Минской области функционируют 3 санаторных школы-интерната:

Буклет, визитка

Буклет, визитка

Приоритетные направления работы школ-интернатов:

     Создание условий для укрепления здоровья и формирование навыков здорового образа жизни у обучающихся путем использования активных методов обучения и воспитания. Формирование творческой, инициативной личности обучающего, адаптированной к жизни в высокотехнологичном, конкурентном обществе путем формирования устойчивы мировоззренческих взглядов, экономического сознания, предприимчивости и деловитости.

  С целью повышения конкурентоспособности учреждения образования продолжить работу по внедрению в оздоровительно-образовательный процесс информационных, здоровьесберегащих технологий.

  1. УО «Узденская государственная санаторная школа-интернат для детей с соматической патологией»

4-9 классы — хронический гастрит (гастродуоденит), хроническое заболевание желчевыводящих путей, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, вегето-сосудистая дистония, прирожденные пороки сердца, кардиопатия, эндемический зоб 1 А-2 степени

Адрес: Республика Беларусь, Минская область, г. Узда, ул. Первомайская, 63, инд. 223411
Контактная информация: тел. 8-01718-65253, 8-01718-65674
E-mail: uzda_sschi@minsk-region.edu.by

Официальный сайт: http://uzda_sschi.minsk-region.edu.by

2. ГУО «Молодечненская санаторная школа-интернат для детей с заболеваниями костно-мышечной системы и соединительной ткани»

2-9 классы — сколиоз 1-3 степени с приметами прогрессирования.

Адрес: 222310, Республика Беларусь, Минская область, г. Молодечно, ул. Волынца, 1 «А»

Телефоны:(8-0176) 53-66-82 — директор
53-24-94 — приёмная, факс

Официальный сайт: https://san-school.by/

Перечень показаний к приему в санаторную школу-интернат:

  • юношеский идиопатический сколиоз 1-4 степени с признаками прогрессирования (клинические и рентгенологические признаки прогрессирования любой локализации);
  • сколиотическая, кифотическая, лордотическая деформация позвоночника при другой ортопедической патологии, которая не сопровождается поражением нервной системы;
  • врожденная деформация позвоночника;
  • врожденный сколиоз, вызванный пороком развития кости;
  • врожденный кифоз;
  • ювенильный остеохондроз;
  • болезнь Шоермана-Мау;
  • последствия перенесенных травм позвоночника;
  • последствия перенесенных воспалительных заболеваний позвоночника.

Перечень необходимых документов и вещей при поступлении в санаторную школу-интернат:

  1. Выписка из истории развития ребенка (подробная, с анализами крови, мочи, кала, ЭКГ (заключение), осмотр узких специалистов).
  2. Карта профпрививок (оригинал или ксерокопия).
  3. Справка об отсутствии кожных заболеваний и педикулеза.
  4. Справка от фтизиатра.
  5. Консультативное заключение (ГУ «Республиканский научно-практический центр травматологии и ортопедии»,УЗ «Минская областная детская клиническая больница»).
  6. Рентгеновские снимки позвоночника.
  7. Ведомость учета результатов учебной деятельности.
  8. Характеристика со школы.
  9. Паспорт (обязателен для детей, которым исполнилось 14 лет), свидетельство о рождении (для детей до 14 лет). Необходимы для временной регистрации ребенка по месту пребывания.
  10. Фотография на документы (1 шт.).
  11. Гимнастический купальник, чешки для занятий ЛФК, домашние тапочки.
  12. Спортивный костюм, майки, шорты.
  13. Закрытый купальник, резиновая шапочка, сланцы, мыло, мочалка для занятий плаванием.
  14. Письменные и туалетные принадлежности (пластмассовый высокий стаканчик для зубной щётки и пасты).
  15. Крем для массажа.
  16. Контейнер для продуктов.
  17. Одежда делового стиля (повседневная и праздничная).
свернуть

Рекомендации для родителей учащихся по воспитанию культуры здорового питания школьников.

Уважаемые родители! Надеемся, что наши рекомендации помогут вам организовать правильное питание ваших детей. Сбалансированный рацион питания, богатый всеми необходимыми веществами, непременно обеспечит заряд энергии и крепкое здоровье. При правильном питании Вы очень скоро заметите, что ребенок стал чаще радовать вас хорошим настроением, здоровым цветом лица и успехами в школе.

Почему детям необходимо здоровое питание? Ваш ребенок — самый лучший! Он заслуживает быть здоровым, жизнерадостным и успешным. Если вы хотите, чтобы ваши дети росли сильными, активными и приносили «пятерки» — чаще обращайте внимание на то, что они едят. Ведь пища — единственный источник пищевых веществ и энергии, обеспечивающий непрерывный рост и развитие молодого организма. Основы здоровья закладываются в школьные годы. Правильное питание ребенка в этот период — залог его хорошего физического и психического здоровья на всю жизнь. Уверенность в себе, успехи в учебе, концентрация внимания и способность к запоминанию, напрямую зависят от рациона питания.

Рекомендации для родителей младших школьников

1.         Основные принципы организации рационального питания в младшем школьном возрасте

Правильное питание – одна из важнейших составляющих здорового образа жизни, условие для нормального роста и развития ребенка. Особое значение правильное питание приобретает в младшем школьном возрасте, когда организм активно растет и развивается. Недостаточное, нерациональное питание в этот период может обуславливать серьезные функциональные нарушения и стать причиной развития целого ряда заболеваний. Организация правильного питания младшего школьника должна отвечать 5 основным принципам – оно должно быть разнообразным (чтобы обеспечивать организм всеми необходимыми питательными веществами), регулярным, адекватным (соответствовать энерготратам ребенка в течение дня), безопасным, вызывать приятные ощущения и положительные эмоции.

Ребенок быстро растет, увеличивается масса его тела, возрастает интенсивность обменных процессов. Активно развивается мозг — формируются новые психические функции, обеспечивающие возможность осуществления учебной деятельности — ведущей в этом возрасте (произвольная регуляция поведения, рефлексия, способность удерживать внимание и т.д.). В этом возрасте особое значение приобретает вопрос организации правильного питания.

В питании ребенка младшего школьного возраста используются те же продукты, что и в питании взрослого человека, количественный их набор, качественное соотношение и режим питания имеет существенные отличия. Так, традиционная формула, показывающая соотношение белков, жиров и углеводов, в которых нуждается взрослый человек 1:1:4, у ребенка имеет вид 1:1:5, поскольку из-за высокой интенсивности обменных процессов он нуждается в гораздо большем количестве энергии. Обязательное условие нормального физического развития ребенка — поступление с пищей животных белков. Вегетарианство, допустимое для взрослого человека, абсолютно неприемлемо для детей, так как белковое голодание приводит к нарушениям физического и умственного развития.

В основе правильного питания лежит соблюдение 5 принципов — регулярность, разнообразие, адекватность питания, безопасность, а также удовольствие, положительные ощущения, источником которых является пища.

Регулярность. Требование питаться регулярно, соблюдать режим питания.

Разнообразие. Важно с раннего детства формировать у ребенка разнообразный вкусовой «кругозор» так, чтобы ему нравились разнообразные продукты и блюда.

Адекватность. В среднем, в день школьник в возрасте 7 — 8 лет тратит около 2350 ккал. Однако эта цифра во многом зависит и от образа жизни ребенка.

Безопасность. Контроль за сроком годности, составом и условиями хранения продуктов.

Удовольствие. Очень важно с раннего возраста научить ребенка получать удовольствие от вкусной и полезной пищи. Для этого необходимо приучить его есть за красиво сервированным столом и соблюдать правила этикета.

2.         Рацион питания младшего школьника.

Основными компонентами пищи являются белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли. Каждое из этих пищевых веществ выполняет определенные функции в организме, а недостаток или отсутствие одного из них приводит к серьезным нарушениям здоровья. Рациональное питание предполагает включение в ежедневное меню определенного перечня продуктов и блюд, служащих источником пищевых веществ — молока и молочных продуктов, мяса, рыбы, овощей и фруктов, круп и продуктов из зерна.

В рационе питания младшего школьника должно быть около 90 грамм белка.

Источником белка является растительная и животная пища.

Жиры входят в состав всех клеток организма, участвуют во многих физиологических процессах, а также обеспечивают организм энергией. В рационе питания младшего школьника должны сочетаться как растительные, так и животные жиры. При этом оптимальное соотношение составляет 1 к 2.

Углеводы — основной источник энергии для организма. Среди наиболее важных для питания — глюкоза, фруктоза, сахароза, мальтоза (легко усваиваются) и крахмал, гликоген (медленно перевариваются), клетчатка (неперевариваемый полисахарид).

Витамины и минеральные вещества участвуют в регулировании практически всех физиологических и метаболических процессов в организме и обязательно должны поступать с пищей.

Для того чтобы организм ребенка получал все необходимые питательные вещества, его рацион должен содержать следующие виды продуктов.

Овощи и фрукты. Продукты из злаков. Мясо, птица и рыба. Молоко и молочные продукты. Растительные масла и жиры. Вода и напитки.

Важным условием организации рационального питания младшего школьника является правильное распределение калорийности и состава пищи в течение суток. В ежедневном рационе питания должно быть 4 основных приема пищи.

Рекомендации для родителей подростков.

1.  Организация рационального питания подростков.

Правильное питание оказывается одним из главных условий, обеспечивающих нормальное развитие организма. В подростковом возрасте, в силу бурно протекающих перестроек, увеличиваются потребности организма в энергии, поэтому калорийность рациона должна быть увеличена. Важное значение имеет достаточное поступление всех необходимых питательных веществ, витаминов и минеральных веществ. В этом возрасте увеличивается распространенность различных функциональных нарушений, обусловленных питанием. Связано это с тем, что подростки становятся более самостоятельными и родители в меньшей степени способны контролировать их питание. Одной из самых распространенных проблем, связанных с неправильным питанием подростков, является избыточный вес.

2.      Рацион и режим питания подростков.

В отличие от младшего школьного возраста соотношение белков, жиров и углеводов должно составлять 1-1-4. Важное значение имеет разнообразие питания, включение в ежедневное меню как растительных, так и животных продуктов, служащих источниками разнообразных пищевых веществ. При организации питания школьников важно сочетание школьного и домашнего питания, позволяющего обеспечить регулярное поступление пищи в течение дня.

Варианты рекомендуемых блюд для подростков на завтрак:

  1. Каша геркулесовая, молочная с фруктами или ягодами.
  2. Каша гречневая молочная, рассыпчатая или с овощами.
  3. Каша пшенная молочная, рассыпчатая, с тыквой, бананом яблоком или изюмом.
  4. Каша манная молочная, с фруктами из варенья или ягодами.
  5. Яичница, омлет с сыром, мясом, зеленым горшком или овощами.
  6. Сырники творожные со сметаной или вареньем.
  7. Ленивые вареники с ягодами или фруктами.
  8. Творожная запеканка с шоколадным соусом.
  9. Овсяные хлопья с молоком, йогуртом, соком и фруктами.

Обед, как правило, состоит из закуски, первого, второго и третьего блюда (напитка). В обед обязательно горячее первое блюдо (суп), мясное или рыбное блюдо с гарниром (крупяным, овощным, комбинированным). На третье необходимо давать напиток (соки, кисели, компоты из свежих или сухих фруктов), целесообразно в обед предлагать детям свежие фрукты.

Полдник обычно включает молоко или кисломолочный продукт и булочку.

На ужин предпочтительно есть овощно-крупяные блюда, запеканки, сырники, вареники.

Подростки употребляют примерно около двух литров воды в сутки: литр с питьем и литр с пищей. Полезно пить овощные и фруктовые соки. Употребление газированных напитков нежелательно, так как они не утоляют жажду, способствуют раздражению слизистой желудочно-кишечного тракта, могут стать причиной вымывания кальция из костей и зубов, часто вызывают аллергические реакции.

  1. Воспитание культуры питания у подростков.

Содержание, формы и методы воспитания должны выбираться с учетом возрастных особенностей их физического, психического и социального развития.

Рекомендации для родителей старшеклассников.

1.     Организация рационального питания старшеклассников.

В возрасте 14 — 17 лет продолжается и подходит к завершению период полового созревания. К этому времени полностью формируются пропорции тела, завершается рост и окостенение скелета. Первостепенное значение имеет белок — питание, необходимое для роста, формирования иммунной системы, развития мускулатуры, увеличения силы мышц. Белки содержатся почти во всех продуктах, кроме сахара и жиров. Особенно богаты белками мясо, рыба, молоко, орехи, сыр. Также много белка содержится в хлебе, крупах, бобовых и яйцах. В рационе питания старшеклассников должны присутствовать также жиры — сливочное, растительное масло. Помимо энергетической, жиры выполняют также важную пластическую функцию, входя в структуры мембраны. К тому же, жиры служат источником витаминов А и Д. Высока потребность в этом возрасте в углеводах. Подросток при умеренных физических нагрузках должен потреблять 382 — 422 г усвояемых углеводов в день. А если в рационе питания не хватает пищевой энергии, организм использует белки собственных тканей, поэтому голодающие дети плохо растут. Однако избыток сладостей опасен, так как может приводить к развитию кариеса, сахарного диабета, ожирения, аллергических и других заболеваний. Поэтому основную потребность в углеводах организм должен удовлетворять за счет медленных углеводов, содержащихся в овощах, фруктах, зерновых.

Режим питания старшеклассника должен включать 4-5 приемов пищи в сутки, через 4 часа; более частые приемы приводят к снижению аппетита, редкие — к большим объемам пищи и растяжению желудка. Питание в школе желательно сочетать с домашним питанием, чтобы рацион не был однообразным или недостаточным. В первую половину дня лучше съедать продукты, богатые животным белком, а на ужин — молочно-растительные блюда.

2.      Особенности питания подростков во время экзаменов, при интенсивных учебных нагрузках.

В напряженные периоды жизни, к которым относится и подготовка к экзаменам, физиологические потребности организма угнетены. В этой ситуации у подростка может отмечаться сниженный аппетит. Однако полноценное, регулярное питание в этот период имеет особое значение, т.к. является залогом полноценной учебной работы.

3.        Формирование основ потребительской культуры у старшеклассников.

Покупка в магазине — одна из типичных ситуаций, в которой оказывается старшеклассник. Важно, чтобы подросток знал о своих правах как покупателя, мог анализировать информацию о продуктах, а также оценивать рекламу товара с позиции потребителя

Рекомендации для родителей:

Первый кирпич пищевой пирамиды – зерновой

Основание пирамиды образуют цельнозерновые продукты, значение которых часто недооценивается и содержание которых в нашем меню, как правило, недостаточное. Именно употребление каши является полезным для растущего организма. На 1 месте по полезности – овсяная каша, на 2 – гречневая, на 3 месте – рисовая, и на 4 и 5 месте – гороховая и манная каши.

Кирпичи 2 и 3 — овощной и фруктовый

Следующий уровень пирамиды — овощи и фрукты. Как источник витамина С рекомендуется отвар из сухих плодов шиповника, листовая зелень, красный перец, замороженная черная смородина, цитрусовые и квашеная капуста. Когда иммунная система ослаблена, это вызывает обострение различных хронических заболеваний. Так что поддержание иммунитета – это первоочередная задача. Очень важно включать в рацион ярко- желтые, оранжевые и красные овощи и фрукты (помидоры, тыкву, сладкий перец). Они содержат водорастворимый бетакаротин, предшественник витамина А, в организме превращающийся в жирорастворимый витамин А.

Кирпич 4 пищевой пирамиды – мясной

В рационе обязательно должны присутствовать высоко протеиновые продукты, содержащие незаменимые аминокислоты: нежирное мясо, птица, рыба. Кстати, к этой же группе диетологами отнесен творог. Таких продуктов следует потреблять от 4 до 8 порций (1 порция: 30 г приготовленного мяса, птицы или рыбы, 1 чашка бобов, гороха или чечевицы, 1 яйцо или 2 белка, 30-60 г обезжиренного сыра, 1 чашка обезжиренного творога). В мясе содержится железо, которое является иммуномодулятором, витамины группы В (в основном в свинине). А вот сосиски, сардельки, вареные колбасы сюда не входят — мясо в них не так много, а вот жира и калорий — предостаточно! Чтобы получать в достаточном количестве микроэлемент селен, необходимо употреблять в пищу морепродукты (источник кислот омега- 3 и омега-6).

Кирпич 5 пищевой пирамиды – молочный

Каждый день на столе должны быть и молочные продукты — источник витаминов А и Е. Поддержать иммунитет помогут кисломолочные продукты, содержащие живые бифидо- и лактобактерии, необходимые для профилактики дисбактериоза кишечника. Молочных продуктов в ежедневном рационе должно быть 2 порции (1 порция — 1 чашка обезжиренного молока или обезжиренного йогурта, кефира). Обратите внимание: ограничивайте поступление продуктов, содержащих много животных жиров, как источника скрытого жира (сыры, мороженое, сметану, жирные соусы, майонез).

Кирпич 6 пищевой пирамиды — жиросодержащий, но не жирный

И на самом верху пирамиды — группа жиросодержащих продуктов, куда входят орехи, животные и растительные масла. Последние — источник полезных для сердца полиненасыщенных жирных кислот. Включено в эту группу сливочное масло, но его потребление должно быть ограничено.

10 способов воспитать у детей правильное отношение к питанию

  1. Не используйте еду в виде наказания. Это может оказать отрицательное влияние на личностное развитие ребенка.
  2. Всегда имейте наготове здоровую еду. Дети любят, есть то, что под рукой. Поставьте на кухне на виду вазу с фруктами. И сами перекусывайте яблоком. Никакие слова не убедят лучше, чем ваш собственный пример.
  3. Не делите еду на «хорошую» и «плохую». Вместо этого, «привяжите» еду к тому, что волнует вашего ребенка, например, к спорту или внешнему виду. Пусть ребенок знает, что постный белок, такой, как индейка, или кальций в молочных продуктах, улучшает спортивные показатели. Антиоксиданты в овощах и фруктах придают блеск коже и волосам.
  4. Хвалите за выбор здоровой пищи. Говорите вашим детям, что вы гордитесь их выбором здоровой пищи.
  5. Не докучайте детям по поводу нездоровой пищи. Не обращайте на это внимание или направьте их выбор в другое русло.
  6. Никогда не используйте еду в качестве поощрения. Это может вызвать проблемы с весом в более позднем возрасте.
  7. Вечером собирайтесь на семейный ужин. Сделайте это традицией — дети, которые ужинают за семейным столом, лучше питаются и имеют меньший риск серьезных проблем в подростковом возрасте.
  8. Накладывайте еду в кухне. Тогда вы сможете накладывать нормальные порции, а ваши дети научатся понимать, что такое правильный размер порции Типичные стереотипы, которым следуют родители. Толстый ребенок- здоровый ребенок, худой- больной.
  9. Советуйтесь с детьми. Попросите их оценить приготовленную Вами еду.
  10. Консультируйтесь с детским врачом. Прежде чем «посадить ребенка на диету», помочь ему набрать вес или внести какие-то радикальные изменения в его питание, проконсультируйтесь с врачом.

Типичные стереотипы, которым следуют родители

 Традиционно считается, что толстый ребенок – здоровый ребенок. Это    опасное    заблуждение,    способное    нанести    вред    здоровью    вашего    чада.

Диагностировать нарушения в физическом развитии может только врач. Специалисты различают худобу патологическую и здоровую. Патологическая худоба – следствие заболевания, при котором у ребенка наблюдается нарушение термобаланса («мерзлявость»), вялость, сонный взгляд, отсутствие интереса к активной жизни. Если заболевание не выявлено, значит, у ребенка генетическая предрасположенность к стройности, которая не является проблемой.

Все, что полезно для взрослого – полезно и для ребенка.

Это одно из самых вредных заблуждений. Органы пищеварения, печень и почки ребенка еще недостаточно развиты. Взрослому человеку, питающемуся в течение дня не очень правильно, обязательно нужно пить кефир, чаще есть фрукты. Его микрофлора УЖЕ подпорчена несбалансированным питанием. Органы ребенка развиваются по программе, заданной природой. Ей не нужно мешать. Не нужно давать «кефирчик» пораньше и побольше

«для пользы» — микрофлора ребенка не нуждается в таком количестве молочнокислых бактерий. Не надо перекармливать фруктами — витамины не откладываются про запас, кроме одного-двух.

Весь день ничего не ел – пусть хоть что-нибудь съест. Это самый опасный стереотип. Кидать в пустой желудок горсть печенья категорически нельзя, эта неожиданная для желудка пища вызовет раздражение слизистых. Нужно четко определить для себя: кормите ли вы ребенка полезной пищей, или вы рисуете для себя картинку: «ребенок – ест», «мне так спокойнее!». Родители большей частью руководствуются стереотипами, мамам нравится насильно закармливать ребенка, думая, что так они вкладывают все силы в борьбу за здоровье.

Самые вредные продукты питания

кока-кола, так в одном литре Кока-колы содержится 25 ложек сахара. При употреблении Кока-колы имеется риск возникновения таких заболеваний как сахарный диабет и ожирении.

сладкая газировка, она содержит бензоат натрия (Е211). Большие количества бензоата натрия повреждают ДНК, что может привести к циррозу печени, болезни Паркинсона, и ряду болезней.

картофельные чипсы. Их делают вовсе не из картофеля, а из восстановленного концентрата порошковой сублимированной картошки. В сочетании с огромным количеством жира, ароматизаторами и вкусовыми добавками чипсы становятся настоящей угрозой для желудка.

сосиски и дешевая колбаса. В их составе практически нет мяса, зато много жиров (до 40% веса), соевого белка и нитрита натрия, вещества, придающего сосискам и колбасам приятный розоватый цвет и запах. Нитрит натрия в организме превращается в нитрозамины – потенциальный канцероген, который вызывает рак кишечника.

сладкие жевательные конфеты, «чупа-чупсы», «мэйбоны», пастила в красивой упаковке содержат сахар в большом количестве, а также химические добавки (ароматизаторы, красители, заменители).

шоколадные батончики содержат огромное количество калорий. Зачастую при приготовлении таких сладостей используются ГМО, ароматизаторы, красители и другая химия.

майонез содержит жиры и углеводы в большом количестве. А, что самое неприятное, в майонез, приготовленный фабрично, добавлены вредные химические вещества.

продукты быстрого приготовления. Супы, лапша, фаст-фуд и растворимые напитки натуральными назвать сложно. Они крайне вредны для здоровья.

соль, употребляемая в большом количестве, повышает давление, способствует скоплению токсинов в организме.

алкоголь негативно влияет на все внутренние органы, нарушает обмен веществ, препятствует усвоению витаминов. Даже незначительные дозы спиртного разрушают организм. Алкоголь – это яд. И детям он строго противопоказан.

Часто можно увидеть в составе продуктов питания опасные красители, которые вызывают различные заболевания.

Опасные красители

Е-102 Тартразин. Вызывает приступы астмы. Запрещен в ряде стран.

Е-104 Желтый хинолиновый. Вызывает дерматиты. Запрещен в ряде стран.

Е-110 Желтый     «солнечный закат» FCF, оранжево-желтый S. Может вызывать аллергические реакции, тошноту.

E-121 Цитрусовый красный 2. Запрещен в России! Запрещен в ряде стран.

Е-124 Понсо 4R (пунцовый 4R), кошенилевый красный А. Запрещен в ряде стран.

Канцероген. Провоцирует приступы астмы

Е-129 Красный очаровательный АС. Канцероген. Запрещен в ряде стран.

Е-133 Синий блестящий FCF. Запрещен в ряде стран. Е102, Е110, Е120, Е124. Канцерогены: Е103, Е105, Е110, Е121, Е123, Е125, Е126, Е130, Е131, Е142, Е152, Е153,

Е210, Е211, Е213 — Е217, Е231, Е232, Е240, Е251, Е252, Е321, ЕЗЗО, Е431, Е447, Е900, Е905,

Е907, Е952, Аспартам.

Мутагенные и генотоксичные: Е104, Е124, Е128, Е230 — Е233, Аспартам.

Аллергены: Е131, Е132, Е160Ь, Е210, Е214, Е217, Е230, Е231, Е232, Е239, Е311-Е313,

Аспартам.

Нежелательно астматикам: Е102, Е107, Е122 — Е124, Е155, Е211 — Е214, Е217.Е221-Е227.

Нежелательно людям, чувствительным к аспирину: Е107, Е110, Е122 -Е124, Е155, Е214, Е217.

Влияют на печень и почки: Е171-Е173, Е220, Е302, Е320-Е322, Е510, Е518. Нарушение функции щитовидной железы: Е127.

Приводят к заболеваниям кожи: Е230 — Е233. Раздражение кишечника: Е220 — Е224.

Расстройство пищеварения: Е338 — Е341, Е407, Е450, Е461, Е463, Е465, Е466. Неправильное развитие плода: Е233.

Запрещено грудным, нежелательно маленьким детям: Е249, Е262, Е310-Е312, Е320, Е514, Е623, Е626 — Е635.

Влияет на уровень холестерина в крови: Е320.

Разрушают витамины в организме: В1 — Е220, В12 — Е222 — Е227, D -Е320.Е-Е925

Запрещенные Е-добавки

Е103, Е107, Е125, Е127, Е128, Е213-219, Е140, Е153-155, Е166, E173–175, E180, E182, E209, E213– 219, E225–228, E230–233, E237, E238, Е240, E241, E252, E253, E264, E281–283, E302, E303, E305, E308–314, E317, E318, E323–325, E328, E329, E343–345, E349, E350–352, E355–357, E359, E365– 368, E370, E375, E381, E384, E387–390, E399, E403, E408, E409, E418, E419, E429–436, E441–444, E446, E462, E463, E465, E467, E474, E476–480, E482–489, E491– 496, E505, E512, E519–523, E535, E537, E538, E541, E542, E550, E552, E554–557, E559, E560, E574, E576, E577, E579, E580, E622– 625, E628, E629, E632–635, E640, E641, E906, E908–911, E913, E916–919, E922–926, E929, E942– 946, E957, E959, E1000, E1001, E1105, E1503, E1521.

свернуть