Противодействие торговле людьми

Внимание, торговля людьми!

Это нужно знать!

 

Действия, совершаемые траффикерами в отношении жертв торговли людьми:

  1. Перемещение лица в пределах одной и той же страны или за ее пределы.
  2. Вербовка лица.
  3. Совершение каких-либо сделок в отношении лица (купля, продажа, обмен, дарение и т.д.)

Способы принуждения, используемые траффикерами:

  • мошенничество;
  • обман;
  • долговая кабала;
  • шантаж;
  • похищение;
  • злоупотребление властью;
  • злоупотребление уязвимостью положения;
  • подкуп;
  • изъятие документов;
  • физическое насилие или угроза его применения в отношении лица либо его родственников;
  • принуждение к употреблению алкоголя либо наркотиков;
  • физическая изоляция;
  • и другие способы принуждения.

Формы эксплуатации, используемые траффикерами:

  • эксплуатацию проституции и  другие формы сексуальной эксплуатации (порнобизнес, стриптиз и т.д.);
  • принудительный труд или услуги:

     - потогонное производство (например, работа в подпольных швейных мастерских);

     - работа в сельском хозяйстве;

     - в качестве домашней прислуги;

     - попрошайничество и т.д.

  • торговля невестами, принуждение к заключению брака, брачный туризм;
  • репродуктивное рабство;
  • обычаи, сходные с рабством;
  • извлечение органов и тканей;
  • и другие формы эксплуатации.

Определение понятий торговли людьми.

         Торговля людьми означает осуществляемые в целях эксплуатации вербовка, перевозка, передача, укрывательство или захват людей путем угрозы, силой или применения друг форм принуждения, похищения, мошенничества, обмана, злоупотребления властью или уязвимостью положения, либо путем подкупа, в виде платежей или выгод для получения согласия лица, контролирующего другое  лицо.

         Вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение ребенка для целей эксплуатации считаются торговлей людьми даже в том случае, если они не связаны с применением какого-либо средства воздействия.

         Формы торговли женщинами:

         ► принуждение к занятиям проституцией (в том числе и в секс-туризме);

         ► потогонное производство (например, работа в подпольных швейных мастерских);

         ► работа в сельском хозяйстве;

         ► работа в качестве домашней прислуги, нянечки и т.п.;

         ► репродуктивное рабство;

         ► принудительная беременность;

         ► суррогатное материнство;

         ► выбор пола ребенка в пользу мужского;

         ► принудительное прерывание беременности не по медицинским показаниям;

         ► торговля невестами, в том числе принуждение к заключению брака и другие формы брачного туризма;

         ► различные обычаи, сходны с рабством;

         ► фиктивное усыновление/удочерение;

         ► попрошайничество;

         ► перевозка наркотиков;

         ► организация преступной деятельности (например, воровство);

         ► похищение с целью сексуальной или трудовой эксплуатации;

         ►  трансплантация человеческих органов;

         ►  многоцелевое использование, другие формы.

         Все это, как вы понимаете, делается одними для своей выгоды, при этом уничтожая человеческое "Я" у других.

Кто чаще всего является жертвой торговли?

         Согласно результатам исследования можно заключить, что:

         ►  большинство жертв – девушки и молодые женщины в возрасте от 15 до 30 лет (80%). Самой старшей пострадавшей, которая обратилась за помощью, было 54 года, а самой младшей 12 лет;

         ►  многие из них выросли в сельской местности (53%);

         ►  большинство из них являются безработными;

         ►  уровень воспитания и образования низкий;

         ►  происходят из семей, в которых подвергались различного рода насилию;

         ►  у них огромное желание стать материально независимыми и каждая женщина думает, что с ней плохое никогда не случится.

Методы вербовки

         Траффикеры умело пользуются разнообразными методами вербовки: газетные объявления о трудоустройстве, предложения брачных агентств, студенческие обмены, стажировка за границей и т.д., включая такие современные технологии, как Интернет.

Механизм вовлечения жертв работает просто, но безотказно "Приглашаем женщин не старше 30 лет на лесопосадки в Польше" – такие объявления были размещены в газетах. "Требуется няня для малолетнего ребенка в русскоязычную семью в Голландии. Просьба выслать фото в купальнике".

Многие жертвы перевозят в страну назначения легально, путем получения законной визы. Торговцы без труда могут оформить приглашение на работу, учебу, в турпоездку. Однако нередко используются подложные документы.

 Рынок невест – это также рынок потенциальных жертв торговли, в каталоги некоторых брачных агентств представляют собой не что иное, как каталоги живого товара, который можно купить, продать, подарить. Иногда каталоги без уведомления женщин рассылаются заключенным или лицам, ранее судимым за домашнее насилие. Брачные каталоги представляют, в основном, невест из Азии и Восточной Европы. В них приводятся фотографии женщин вместе со сведениями об их именах, весе, росте, образования и хобби, а иногда даже о размерах груди, талии и бедер. Указываются и пожелания невест. Такие агентства называют себя бюро знакомств, однако уже после беглого просмотра большинства подобных сайтов становится очевидным их коммерческий интерес в торговле невестами, секс-труда и проституции.

 Сегодня Интернет широко используется как средство пропаганды сексуальной эксплуатации женщин. Существует большое количество сайтов, пропагандирующих торговлю невестами; организацию секс-туров; обмен информацией о секс-услугах; порнографические видеоконференции; создание информационных групп и веб-сайтов для мужчин, которые покупают женщин и детей. Многие из девушек и женщин, работающих в секс-индустрии, фактически находятся в положении рабов. Чаще всего жертвы выезжают за границу не по объявлениям фирм, а по приглашениям знакомых.

Кто за этим всем этим стоит? Портрет вербовщика.

В торговле женщинами замешано много лиц – это хорошо организованная и активно действующая  сеть международного уровня. Вербовщики не являются в обязательном порядке торговцами. Их роль ограничивается заманиванием в сеть, убеждением поехать за границу. В дальнейшем они "передают" потенциальную жертву торговцами.

 Итак, кто такие вербовщики и как вербуют они свои жертвы? Они могут быть физическим лицами: мужчины в возрасте от 20 до 30 лет (иногда и старше); женщины в возрасте от 18 до 35 лет (среди них могут быть и старше жертвы торговли); семьи. Чаще всего это общительные, вызывающие доверие люди. Иногда подкупает их готовность помочь, оказать небольшие услуги, ничего не требуя взамен (например, приглашение на кофе, на пиццу). Очень часто посредником между жертвой и вербовщиком могут быть друзья, хорошие знакомые, что увеличивает степень доверия. Очень опасно, когда вербовщиком или посредником выступают родственники. В таких случаях моральный стресс после столкновения  с тяжелой действительностью еще глубже.

В случае если вербовщик – женщина, ее образ можно представить себе, как портрет раскрепощенной девушка, эмансипированной и развязно ведущей себя, как правило, веселой, в дорогой одежде и украшениях, за рулем роскошного автомобиля. Она завоевывает примитивными аргументами, основой которых являются деньги и роскошь.

Иногда в роли вербовщика может выступать даже целая семья. Как правило, у нее мнимый бизнес, связанный с иностранцами, под прикрытием которого они занимаются торговлей людьми.

Очень часто для придания доверия своему предложению вербовщики представляются агентами посреднических агентств  по трудоустройству,  туристических фирм, клубов знакомств,  ночных клубов, большинство из которых действуют нелегально, публикуя тем не менее рекламные объявления в газетах или других средствах массовой информации.

Какова же на самом деле работа?

На самом деле предстоящая завербованным работа везде одинакова – проституция или рабский домашний труд. Женщины, приехав в другую страну неожиданно для себя оказываются в положении рабов. Они попадают в бордели, у них  отбирают деньги, документы и лишают еды до  тех пор, пока они не согласятся обслуживать клиентов, которых бывает до 15 человек в день. Насилие, которое исходит от сутенеров или клиентов, - это неотъемлемая черта торговли женщинами с целью их сексуальной эксплуатации. Во время полицейских рейдов иностранных проституток находили прикованными к кроватям или батареям. Женщинам постоянно повторяют. что у них нет выхода и бежать бесполезно, так как их в любом случае найдут.

свернуть

О противодействии торговле детьми и предотвращении насилия в отношении детей

Материалы в помощь руководителям учреждений образования, заместителям директора по воспитательной работе, учителям, выполняющим функции классного руководителя


1. Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность по противодействию торговле людьми:
- Декрет № 3 от 9 марта 2005 г. «О некоторых мерах по противодействию торговле людьми»;
- ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 7 января 2012 г. N 350-З О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ТОРГОВЛЕ ЛЮДЬМИ.

Скачать все документы одним архивом


2.  Информационно-аналитические материалы по противодействию торговле людьми:
- Борьба с торговлей людьми – одно из приоритетных направлений деятельности Беларуси на международной арене;

Скачать все документы одним архивом


3. Профилактическая работа по предупреждению торговли детьми и предотвращении насилия в отношении детей
- Методические рекомендации для специалистов СППС учреждений образования «Работа по предупреждению торговли детьми»;
- Цикл занятий по профилактике торговли людьми для старшеклассников;
- О выполнении мероприятий Государственной программы противодействия торговле людьми, нелегальной миграции и связанным с ними противоправным деяниям.
- Памятка «Нет сексуальному домогательству и насилию»

Скачать документ


4. Материалы практического пособия «Партнерство государства и гражданского общества Беларуси для развития системы защиты детей от насилия». Авторский коллектив: А.М.Маханько, П.Нолан, А.Г.Солодовников, Т.М.Степановпа, В.А.Янчук
- Стратегия предупреждения насилия над детьми и оказания помощи пострадавшим детям для Республики Беларусь (приложение)
- Схема реагирования при обнаружении случая насилия в отношении ребенка (приложение)
- Литература

Скачать все документы одним архивом


5. Библиографический список литературы (для организации работы в сфере защиты детей и их законных интересов)

Скачать документ


6. Интернет-ресурсы и ссылки на международные организации, работающие по проблеме торговли детьми

Скачать документ

свернуть

Принимаемые в Республике Беларусь меры по противодействию торговле людьми

В настоящее время проблема торговли людьми продолжает оставаться актуальной для Республики Беларусь, как и для всего мирового сообщества. Это хорошо отлаженный транснациональный преступный вид деятельности, приносящий колоссальные доходы трафикерам и занимающий в криминальном мире третье место по прибыльности после торговли оружием и наркотиками.

Основные формы торговли людьми остаются в Беларуси практически неизменными с 2000 года: это преступления, совершаемые в целях сексуальной или трудовой эксплуатации. В 2010 году был выявлен единственный факт, когда торговля людьми имела место в целях изъятия органов. Необходимо отметить, что сексуальная эксплуатация является самой распространенной формой торговли людьми. Так, из 5 183 жертв торговли людьми, установленных в 2002–2015 годах, сексуальной эксплуатации подверглись 4 578 человек, трудовой – 602, изъятию органов – 3.

Сегодня Республика Беларусь продолжает выступать в качестве страны происхождения «живого товара». В целях сексуальной эксплуатации трафикеры переправляют людей, преимущественно, в страны Евросоюза, на Ближний Восток и в некоторые регионы Российской Федерации (как правило, в г. Москву и Московскую область). Основным вектором вывоза белорусских граждан с целью трудовой эксплуатации является Россия. Выявлено несколько случаев трудовой эксплуатации наших граждан в Турции и Польше.

С 2006 г. в республике выявляются отдельные единичные факты, когда Беларусь выступает страной назначения. За это время были установлены жертвы торговли людьми из России, Украины, Молдовы и Вьетнама.

Кроме того, существует внутренняя эксплуатация (когда белорусские граждане эксплуатируются на территории Беларуси). Здесь сексуальная эксплуатация также превалирует над трудовой эксплуатацией.

С 2011 г. наметилась тенденция преобладания жертв внутренней эксплуатации над жертвами, подвергшимися эксплуатации за рубежом (ранее число жертв, эксплуатировавшихся за рубежом, в два-три раза превышало число жертв, эксплуатировавшихся в Беларуси, а в 2006 г. – даже в девять раз). В 2011 г. на территории Беларуси эксплуатации подверглись 153 жертвы, а за рубеж были вывезены 142 (2012 г. – 124 и 85; 2013 г. – 90 и 59; 2014 г. – 54 и 43; 2015 г. – 57 и 25 соответственно).

Обратим внимание на рост в 2011 – 2013 годах административных правонарушений, связанных с незаконным трудоустройством граждан Беларуси за рубежом (отметим, что уголовная ответственность за незаконное трудоустройство за рубежом наступает только в том случае, когда присутствует эксплуатация людей). Если в 2011 г. было выявлено 123 административных правонарушения, то в 2012 г. – 144, в 2013 г. – 115. В 2014 г. в этой области наметилась тенденция к снижению: выявлено 52 административных правонарушения, в 2015 – 37.

Меры по противодействию торговле людьми имеют в Беларуси комплексный характер, однако их можно разделить на несколько основных блоков. Первый из них – совершенствование национального законодательства.

Республика Беларусь в 2003 году ратифицировала Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 года и дополняющий ее Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее.

Кроме того, республика является участником всех универсальных конвенций Организации Объединенных Наций, направленных на противодействие торговле людьми и связанным с ней преступлениям. На основании международных договоров создано национальное законодательство. Урегулированы проблемные вопросы в таких сферах, как трудоустройство и обучение за границей, международное усыновление, деятельность туристических, брачных и модельных агентств. Законодательно закреплено понятие «жертва торговли людьми», определены меры по защите и реабилитации жертв.

В Уголовный кодекс Республики Беларусь в 2005, 2008 и 2015 годах внесены изменения и дополнения. Теперь в Беларуси действуют 6 составов преступлений, криминализирующих торговлю людьми и связанные с ней деяния, которые охватывают все виды и формы «современного рабства». Максимальное наказание – лишение свободы сроком до 15-ти лет с конфискацией имущества. Вот эти статьи:

1) Статья 171 «Организация и/или использование занятия проституцией либо создание условий для занятия проституцией»,

2) Статья 1711 «Вовлечение в занятие проституцией либо принуждение к продолжению занятия проституцией»,

3) Статья 181 «Торговля людьми»,

4) Статья 1811 «Использование рабского труда»,

5) Статья 182 «Похищение человека» (если действия совершаются в целях эксплуатации людей),

6) Статья 187 «Незаконные действия, направленные на трудоустройство граждан за границей (если эти действия привели к эксплуатации человека за рубежом)».

Преступления, предусмотренные статьями Уголовного кодекса:

171, 1711 – влекут исключительно сексуальную эксплуатацию;

1811 – влекут исключительно трудовую эксплуатацию;

181, 182, 187 – влекут как сексуальную, так и трудовую эксплуатацию.

В отдельную группу вынесены преступления, связанные с порнографией, в том числе детской. Наказание за детскую порнографию – лишение свободы сроком до 13-ти лет с конфискацией имущества (более подробная информация – в обзоре по противодействию распространению порнографии).

К преступлениям, связанным с торговлей людьми, относятся те факты детской порнографии, когда для порносъемки в качестве «модели»/«актера» используется ребенок (части 2 и 3 статьи 3431 «Изготовление и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера с изображением несовершеннолетнего»).

В республике реализуется Национальный план действий по борьбе с торговлей людьми, представленный в виде Государственных программ. В реализации всех Госпрограмм активное участие принимают не только государственные органы, но и неправительственные организации. Если изначально Программы, в основном, были ориентированы на уголовное преследование трафикеров, то в последующем акценты сместились на предупреждение торговли людьми, защиту и реабилитацию жертв с активным использованием потенциала Международной организации по миграции и общественных объединений. К 2013 г. были реализованы три Государственные программы противодействия торговле людьми, нелегальной миграции и связанным с ними противоправным деяниям, которые утверждались Правительством и Главой государства.

С 2013 г. начала действовать Программа по борьбе с преступностью и коррупцией на 2013–2015 годы (утверждена решением республиканского координационного совещания), треть мероприятий которой направлены на противодействие торговле людьми.

В июле 2012 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь «О противодействии торговле людьми», который вобрал в себя и систематизировал нормы всех ранее действовавших правовых актов в рассматриваемой сфере. При подготовке Закона учитывалась наработанная положительная практика, тенденции развития преступности и международный опыт борьбы с торговлей людьми.

Республика Беларусь в 2013 году присоединилась к Конвенции Совета Европы о противодействии торговле людьми (вступила в силу для республики 1 марта 2014 г.). Беларусь является единственной страной, не входящей в состав Совета Европы, присоединившейся к указанной конвенции. Выполняя взятые на себя в рамках конвенции обязательства, Беларусь проделала значительную работу по совершенствованию национального законодательства и приведению его в соответствие с указанной конвенцией.

Так, 5 января 2015 г. принят Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях», который ввел следующие основные изменения в законодательство о противодействии торговле людьми:

1) В статье 171 Уголовного кодекса Республики Беларусь название статьи изложено в следующей редакции: «Статья 171. Организация и (или) использование занятия проституцией либо создание условий для занятия проституцией»;

статья 171 дополнена примечанием следующего содержания: «Под использованием занятия проституцией понимается извлечение лицом материальной или иной выгоды от добровольного оказания другим лицом за вознаграждение услуг сексуального характера (половое сношение, мужеложство, лесбиянство и иные действия сексуального характера)».

2) Статья 181 Уголовного кодекса Республики Беларусь изложена в новой редакции:

«Статья 181. Торговля людьми

  1. Вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение человека в целях эксплуатации, совершенные путем обмана, либо злоупотребления доверием, либо применения насилия, не опасного для жизни или здоровья потерпевшего, либо с угрозой применения такого насилия (торговля людьми), -

наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества.

  1. Те же действия, совершенные:

1) в отношении двух или более лиц;

2) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья потерпевшего, либо с угрозой применения такого насилия;

3) из корыстных побуждений;

4) группой лиц по предварительному сговору;

5) лицом с использованием своих служебных полномочий;

6) лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные настоящей статьей, статьями 171, 171-1, 181-1, 187, частями 2 и 3 статьи 343-1 настоящего Кодекса;

7) в отношении заведомо для виновного беременной женщины;

8) с вывозом лица за пределы государства;

9) в отношении заведомо несовершеннолетнего независимо от применения какого-либо из средств воздействия, указанных в части 1 настоящей статьи, -

наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с конфискацией имущества.

  1. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные организованной группой, либо в отношении заведомо малолетнего, либо повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего, либо причинение тяжких телесных повреждений, либо заражение ВИЧ, либо иные тяжкие последствия, - наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до пятнадцати лет с конфискацией имущества.

Примечание. Под эксплуатацией в настоящей статье, статьях 181-1, 182 и 187 настоящего Кодекса понимается незаконное принуждение человека к работе или оказанию услуг (в том числе к действиям сексуального характера, суррогатному материнству, забору у человека органов и (или) тканей) в случае, если он по независящим от него причинам не может отказаться от выполнения работ (услуг), включая рабство или обычаи, сходные с рабством.».

В 2014 г. Закон Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства» дополнен новыми основаниями продления иностранным гражданам и лицам без гражданства (далее – иностранцы) временного пребывания в Республике Беларусь, а также выдачи им разрешения на временное проживание в случае, если иностранец является жертвой торговли людьми, а равно свидетелем по уголовному делу о торговле людьми или преступлении, связанном с торговлей людьми, организацией незаконной миграции, либо оказывает помощь органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

Так, часть 3 статьи 40 этого Закона предусматривает, что в случае, если иностранец является жертвой торговли людьми, а равно свидетелем по уголовному делу о торговле людьми или преступлении, связанном с торговлей людьми, организацией незаконной миграции, либо оказывает помощь органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, по мотивированному ходатайству таких органов или органа, ведущего уголовный процесс, временное пребывание иностранца в Республике Беларусь продлевается до принятия решения (вынесения приговора) по уголовному делу в отношении лиц, виновных в торговле людьми или совершении преступления, связанного с торговлей людьми, организацией незаконной миграции.

Часть 3 статьи 48 этого Закона устанавливает, что по мотивированному ходатайству органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, или органа, ведущего уголовный процесс, разрешение на временное проживание выдается иностранцу, являющемуся жертвой торговли людьми и активно способствующему расследованию уголовного дела о торговле людьми или преступления, связанного с торговлей людьми, организацией незаконной миграции, срок пребывания которого в Республике Беларусь истек, - на период его участия в уголовном процессе, социальной защиты и реабилитации, но не более одного года.

Кроме того, 16 декабря 2014 г. принят Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О противодействии торговле людьми» (далее – Закон). Закон определяет основы идентификации и перенаправления жертв торговли людьми на реабилитацию, а также вводит 30-дневный срок, в течение которого жертва может пройти реабилитацию и обдумать свое решение об обращении в органы уголовного преследования. Во исполнение Закона принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11 июня 2015 г. № 485 «Об утверждении Положения о порядке идентификации жертв торговли людьми, порядке заполнения и форме анкеты гражданина, который мог пострадать от торговли людьми или связанных с ней преступлений, порядке предоставления содержащихся в ней сведений» (вступило в силу 22 июня 2015 г.). В разработке указанного нормативного правового акта активное участие приняли представители международных и неправительственных организаций.

Необходимо отметить, что в республике принят ряд нормативных правовых актов, направленных на совершенствование деятельности, связанной с оказанием реабилитационной помощи жертвам торговли людьми. Так, 6 февраля 2012 г. принято постановление Совета Министров Республики Беларусь № 122 «О порядке возмещения расходов на оплату труда адвокатов по оказанию юридической помощи жертвам торговли людьми, лицам, пострадавшим в результате акта терроризма», в соответствии с которым юридическая помощь адвокатов оплачивается за счет средств республиканского бюджета. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 апреля 2012 г. № 381 внесены дополнения в два постановления Правительства, которые касаются совершенствования деятельности по предоставлению временных мест пребывания, в том числе спальных мест, жертвам торговли людьми, а также по обеспечению их питанием. Принято постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28 апреля 2012 г. № 41 «Об установлении перечня необходимых медицинских услуг, оказываемых государственными организациями здравоохранения, в том числе в стационарных условиях, жертвам торговли людьми независимо от места их постоянного проживания», которое вступило в силу с 25 июля 2012 г.

С 2013 г. начата работа по внедрению механизма государственного социального заказа, который закреплен в Законе Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам социального обслуживания». Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2012 г. № 1219 определен порядок формирования государственного социального заказа, утверждены Положение о проведении конкурса на выполнение государственного социального заказа, финансируемого путем предоставления негосударственным некоммерческим организациям субсидий, Положение о порядке и условиях предоставления субсидий и формы договоров на реализацию государственного социального заказа.

Второй блок – это деятельность государственных органов, международных организаций, общественных объединений и их координация.

Вопросы координации в сфере противодействия торговле людьми разделены на два направления.

Первое направление затрагивает координацию правоохранительных органов. Координационное совещание по борьбе с преступностью и коррупцией, созданное при Генеральной прокуратуре, координирует деятельность Министерства внутренних дел, Комитета государственной безопасности, Государственного пограничного комитета, Генеральной прокуратуры и Следственного комитета (это республиканский уровень). Аналогичная структура действует на областном и районном уровнях.

Второе направление касается координации при защите и реабилитации жертв торговли людьми, в том числе за рубежом. Здесь Министерство внутренних дел координирует деятельность Министерства труда и социальной защиты, Министерства образования, Министерства здравоохранения, Министерства иностранных дел и общественных объединений.

Ключевые министерства имеют следующие основные функции.

В структуре МВД создана специализированная служба, занимающаяся противодействием торговле людьми (главное управление по наркоконтролю и противодействию торговле людьми криминальной милиции). Служба состоит из оперативных подразделений, имеющих три уровня: республиканский, областной (и г. Минска), районный.

Обратим внимание, что на Министра внутренних дел возложены функции Национального докладчика, что позволяет оперативно информировать международные структуры о предпринимаемых Беларусью усилиях по искоренению современного рабства. На сайте МВД Беларуси в сети Интернет размещается информационно-аналитический обзор о принимаемых в республике мерах по борьбе с торговлей людьми, а также национальное и международное законодательство, статистическая и другая полезная информация.

Министерство иностранных дел обеспечивает возвращение жертв торговли людьми на родину, в том числе при содействии Международной организации по миграции.

Реабилитацией жертв торговли людьми занимаются Министерство труда и социальной защиты, Министерство образования и Министерство здравоохранения.

Министерство труда и социальной защиты осуществляет реабилитацию жертв, имеющих возраст старше 18-ти лет (в его структуре действует 151 территориальный центр социального обслуживания населения, в 50 из которых созданы «кризисные комнаты»).

Министерство образования осуществляет реабилитацию жертв, имеющих возраст от 3-х до 18-ти лет (в его структуре действуют 140 социально-педагогических центров, 128 из которых располагают приютами).

Для детей в возрасте до 3-х лет предусмотрена реабилитация в 10 домах ребенка системы Министерства здравоохранения (случаев торговли детьми такого возраста в Беларуси не выявлено).

В Беларуси предусмотрены следующие виды безвозмездной государственной помощи: 1) предоставление временных мест пребывания, в том числе спальных мест и питания; 2) правовая помощь, в том числе бесплатная юридическая помощь, предоставляемая коллегиями адвокатов; 3) медицинская помощь (определяется перечнем Министерства здравоохранения), в том числе в стационарных условиях, независимо от места постоянного проживания жертвы торговли людьми;4) психологическая помощь; 5) установление семей несовершеннолетних жертв торговли людьми либо устройство их на воспитание в другие семьи, а при отсутствии такой возможности – в детские интернатные учреждения; 6) содействие в трудоустройстве на постоянную работу; 7) материальная поддержка.

В рамках уголовного процесса по решению суда жертва получает компенсацию от трафикера за причиненный преступлением ущерб (процедура гражданского иска).

При содействии Министерства связи и информатизации и МВД была создана «горячая линия» с коротким трехзначным номером 113 для лучшего информирования граждан и расширения доступа к информации о противодействии торговле людьми. Звонки обслуживаются неправительственными организациями. Международное общественное объединение «Гендерные перспективы» (Программа «Ла Страда Беларусь») обслуживает телефонные звонки на территории г. Минска, Витебской, Минской и Могилевской областей. Общественное объединение «Клуб деловых женщин» обслуживает телефонные звонки на территории Брестской, Гомельской и Гродненской областей.

Значительный пласт работы в сфере противодействия торговле людьми выполняют Представительство Международной организации по миграции в Республике Беларусь и общественные объединения (такие как «Ла Страда/Гендерные перспективы», «Клуб деловых женщин», Белорусское общество Красного Креста, «Дети не для насилия», «Понимание»). Они проводят при поддержке МВД широкомасштабные информационные кампании, организуют конференции, семинары и тренинги, имеют свои приюты и шелторы для реабилитации жертв торговли людьми.

Отметим, что взаимодействие и координация государственных структур с неправительственными организациями осуществляется также в рамках проектов международной технической помощи.

Необходимо констатировать, что в вопросах реабилитации республика, в основном, использует возможности международных и неправительственных организаций. За последних 6 лет государственные органы оказали реабилитационную помощь примерно 7 % жертв торговли людьми. Все остальные жертвы получили помощь в Представительстве Международной организации по миграции в Республике Беларусь и общественных объединениях. Таким образом, в настоящий момент оказание помощи жертвам торговли людьми со стороны государственных органов – это основной недостаток в рассматриваемой сфере, из-за которого Беларусь подвергается критике на международной арене.

Изменение ситуации прогнозируется после активного внедрения на практике Положения о порядке идентификации жертв торговли людьми, порядке заполнения и форме анкеты гражданина, который мог пострадать от торговли людьми или связанных с ней преступлений, порядке предоставления содержащихся в ней сведений.

Третий блок – система подготовки кадров.

В Академии МВД Республики Беларусь с 2005 г. для криминальной милиции осуществляется подготовка специалистов по противодействию торговле людьми.

С 2007 г. функционирует открытый при содействии Международной организации по миграции Международный учебный центр подготовки, повышения квалификации, переподготовки кадров в сфере миграции и противодействия торговле людьми, который является базовым учреждением по профильной подготовке специалистов из государств-участников СНГ.

При содействии международных экспертов разработаны образовательные курсы, которые затрагивают противодействие не только торговле людьми, но и нелегальной миграции, борьбу с детской порнографией в сети Интернет, а также сферу реабилитации и реинтеграции жертв.

С момента открытия в Международном учебном центре прошли обучение около 1 500 человек из почти 30 государств.

 

Следующий блок – международное сотрудничество. Беларусь активно выступает с предложениями по борьбе с современным рабством на международной арене.

В ходе Саммита глав государств и правительств в сентябре 2005 г. в г. Нью-Йорке Президент Республики Беларусь с трибуны ООН выступил с инициативой об активизации усилий в противодействии торговле людьми, особенно, в борьбе со спросом на живой товар.

В развитие данной инициативы 30 июля 2010 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Глобальный план действий по борьбе с торговлей людьми.

В Беларуси ежегодно организуются международные антитрафикинговые форумы, на которые приглашаются представители заинтересованных органов зарубежных государств и всемирно признанные эксперты в сфере противодействия торговле людьми. Так, в мае 2013 г. в г. Минске проведен семинар для представителей компетентных органов государств-членов Группы друзей, объединившихся в борьбе с торговлей людьми, и международных организаций по теме соблюдения различных аспектов прав человека в процессе борьбы с торговлей людьми. В работе международного форума принял участие заместитель Генерального секретаря ООН – Исполнительный директор УНП ООН Юрий Викторович Федотов.

Государственными органами Беларуси налажено сотрудничество с такими влиятельными международными организациями, как Программа развития ООН, Международная организация по миграции, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Детский Фонд ООН и другими.

Успешное противодействие торговле людьми также строится на взаимодействии правоохранительных структур стран происхождения, транзита и назначения. Министерством внутренних дел Беларуси налажены прямые контакты с правоохранительными органами стран Евросоюза, Ближнего Востока и Содружества Независимых Государств. С некоторыми странами у Беларуси есть международные соглашения исключительно по противодействию торговле людьми, например с Турецкой Республикой. Это существенно повышает уровень работы правоохранительных органов.

Так, весной 2010 г. МВД Беларуси при содействии турецких правоохранительных органов пресечен канал поставки белорусских женщин в Турцию. Супружеская пара, состоявшая из гражданки Беларуси и гражданина Турции, вербовала путем обмана в Беларуси девушек и продавала их владельцам ночных клубов в Турции для занятия консумацией. С февраля по март 2010 г. преступники продали в Турцию 6 белорусских женщин, где последние подверглись эксплуатации: основная часть доходов девушек изымалась путем запугивания и применения надуманных штрафных санкций. Трафикерша из Беларуси задержана по обвинению в торговле людьми. Ее муж с тремя подельниками задержаны правоохранительными органами Турции также по обвинению в торговле людьми. Все трафикеры осуждены.

В апреле 2011 г. правоохранительными органами Беларуси задержана белорусская гражданка, которая на протяжении более 10 лет (с 2000 года) вывозила молодых соотечественниц в Турцию для занятия проституцией.

Сама она постоянно проживала на территории Турецкой Республики, где подыскивала клиентов для девушек и организовывала встречи, при этом изымая у них 50% полученных денежных средств. В ходе периодических приездов в Беларусь она подбирала и вывозила в Турцию для занятия проституцией новых «работниц». Всего в ходе расследования были установлены 20 девушек, подвергшихся сексуальной эксплуатации. Преступница осуждена.

 

Для Республики Беларусь характерно, что преступления рассматриваемой категории, как правило, совершают граждане Беларуси, а также России и выходцы из республик бывшего СССР, проживающие в странах Западной Европы и Ближнего Востока. Имеют место случаи, когда девушки, занимавшиеся проституцией за границей, сами становятся трафикершами, вернувшись в Беларусь.

Так, в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий в марте 2012 года перекрыт канал поставки белорусских девушек в Германию. В Беларуси задержаны трое участников преступной группы (гражданин Германии, гражданин России, имеющий вид на жительство в Германии, и гражданин Беларуси), которые завербовали и везли в г. Гамбург 2-х белорусских девушек в целях сексуальной эксплуатации в подпольных борделях. За сделку по продаже девушек трафикеры намеревались получить 2000 евро. Каждый из преступников осужден к 7-ми годам лишения свободы с конфискацией имущества. Своевременное вмешательство правоохранительных органов сорвало планы трафикеров по созданию устойчивого канала поставки «живого товара» из Беларуси в Германию.

На следующем примере можно увидеть, как действует хорошо отлаженный и устойчивый канал. Благодарямеждународному сотрудничеству в 2006 году усилиями правоохранительных органов Беларуси, Германии и Швеции был перекрыт действовавший более 2-х лет канал торговли людьми из Беларуси и Прибалтики в Германию. Преступники использовали различные способы вербовки и доставки девушек в бордели. Одни девушки под видом танцевальных коллективов получали шенгенские визы в Посольстве Швеции в Москве. Для въезда в Германию других применялись похищенные или утраченные литовские паспорта, куда переклеивалась фотография жертвы. В результате совместных мероприятий ликвидирована транснациональная преступная организация. В г. Минске был задержан один из организаторов преступного сообщества, который сейчас отбывает наказание в виде 12 с половиной лет лишения свободы. В дальнейшем полиция Германии задержала 8 участников преступного формирования. Из сексуального рабства освобождены девушки, представляющие разные страны Восточной Европы, среди которых 20 гражданок Беларуси.

Необходимо отметить, что преступники тщательно конспирируются, маскируя свой преступный промысел под легальную деятельность. Так, в 2005 г. МВД Беларуси ликвидирована транснациональная преступная организация, занимавшаяся торговлей людьми в страны Ближнего Востока и Западной Европы. Для маскировки своей преступной деятельности организаторы создали на территории республики 13 модельных агентств, где вербовались девушки с наиболее привлекательной внешностью. За период времени с 2000 по 2005 годы преступники продали за рубеж 587 белорусских девушек. Особым спросом пользовались несовершеннолетние жертвы, которых в сетях преступников оказалось 156. Расследование уголовного дела длилось более полутора лет. Весной 2007 года преступники приговорены к различным срокам лишения свободы (от 8 до 12 лет).

Реалиями современности становятся факты приезда в Беларусь иностранных граждан с целью организации «секс-туризма». В мае 2009 г. в г. Минске задержан гражданин Турции, который с 2006 по 2009 годы на территории Беларуси занимался сутенерством, а также организовывал въезд в республику иностранных мужчин с целью «секс-туризма». Под его контролем находились как взрослые женщины, так и несовершеннолетние девушки. Осенью 2009 года преступник осужден к 7 годам лишения свободы.

Примерно треть преступлений, связанных с сутенерством, приходится на г. Минск. На оперативных учетах МВД Беларуси состоит почти 2000 лиц, занимающихся проституцией, в том числе около 850 в г. Минске.

С 2002 г. правоохранительные органы Беларуси ликвидировали 22 преступные организации (из них 21 транснациональную) и 85 организованных групп. За торговлю людьми и связанные с ней преступления осуждены 2 309 человек, в том числе 820 к лишению свободы.

Таким образом, предпринятые в Беларуси меры позволили существенно снизить масштабы торговли людьми. Вместе с тем, использование занятия проституцией все ещё остается на высоком уровне. Кроме того, наблюдается рост преступлений, связанных с детской порнографией и педофилией, которые сопряжены с торговлей людьми.

По материалам МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

свернуть

Уголовный кодекс Республики Беларусь о наказаниях за торговлю людьми

Статья 181. Торговля людьми

  1. Действия, направленные на совершение купли-продажи или иных сделок в отношении зависимого лица в форме его передачи или завладения им (торговля людьми), -

Наказываются арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до шести лет с конфискацией имущества или без конфискации.

  1. Те же действия, совершенные:
    1. в отношении заведомо несовершеннолетнего;
    2. в отношении двух и более лиц;
    3. в целях сексуальной или иной эксплуатации;
    4. с целью изъятия у потерпевшего органов или тканей для трансплантации;
    5. группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
    6. должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, -

наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества или без конфискации.

  1. Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего либо причинение тяжких телесных повреждений, -

Наказываются лишением свободы сроком от восьми до пятнадцати лет с конфискацией имущества или без конфискации.

 

Статья 182. Похищение человека.

1.         Тайное, открытое, путем обмана или соединенное с насилием противоправное завладение лицом при отсутствии признаков преступления, предусмотренного статьей 291 настоящего Кодекса(похищение человека), - наказывается лишением свободы на срок от пяти до семи лет.

2.         То же действие, совершенное:

  1. В отношении заведомо несовершеннолетнего;
  2. В отношении двух или более лиц;
  3. Из корыстных побуждений;
  4. В целях сексуальной или иной эксплуатации;
  5. С целью изъятия у потерпевшего органов или тканей для трансплантации;
  6. Группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
  7. С применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо сопровождающееся мучениями или истязанием, -

наказывается лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества или без конфискации.

  1. Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего либо причинение тяжких телесных повреждений , -

  наказываются  лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет           с конфискацией имущества или без конфискации.

 

Статья 187.Незаконные действия, направленные на трудоустройство граждан за границей

1. Незаконные действия, направленные на трудоустройство граждан за границей, если в результате таких действий лица, трудоустроенные за границей, подверглись эксплуатации, при отсутствии признаков преступления, предусмотренного статьей 181 настоящего Кодекса (незаконные действия, направленные на трудоустройство граждан за границей), –

наказываются лишением свободы на срок от трех до пяти лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

2. Незаконные действия, направленные на трудоустройство граждан за границей, совершенные повторно либо лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные статьями 171171-1181 или 181-1 настоящего Кодекса, –

наказываются лишением свободы на срок от четырех до шести лет со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

3. Незаконные действия, направленные на трудоустройство граждан за границей, совершенные организованной группой, –

наказываются лишением свободы на срок от шести до восьми лет со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

свернуть

Рекомендации по предотвращению попадания в рабство

Нет современного человека, который не слышал бы о проблеме торговли людьми, но у большинства из нас рабство ассоциируется в первую очередь с картинкой из учебника истории. Между тем по международным оценкам, в начале третьего тысячелетия размах работорговли в мире настолько велик, что по обороту денежных средств обогнал традиционно находящуюся на втором месте после наркоторговли незаконную торговлю оружием.Видов эксплуатации современных рабов в мире насчитываются десятки. В нашей стране это трудовая, сексуальная эксплуатация, а также вербовка с целью извлечения путем принуждения органов и тканей человека. Основная масса жертв торговли людьми - это женщины, ставшие объектом сексуальной эксплуатации. Несколько реже жертвами становятся мужчины, попавшие в трудовое рабство. Методы вербовки сегодня не сравнить с теми, что практиковались в 90-е, схемы обмана стали более изощренными.

  Интернет полон сайтов-однодневок: бизнес, обучение за рубежом, знакомство с состоятельными иностранцами... Обман раскрывается только в стране назначения, когда жертвы оказываются в долговом и сексуальном рабстве.По данным Международной организации труда, в мире насчитывается 20,9 миллиона человек (главным образом женщин), в том числе 5,5 миллиона детей, занимающихся принудительным трудом. Часть из этого количества людей вовлечена в занятие проституцией. В целом по миру торговля людьми приносит преступным группировкам свыше 25 миллиардов евро ежегодно. По данным ООН 30 миллиардов долларов в год. В торговлю людьми вовлечена 161 страна из 192 стран мира.

  Уголовный Кодекс Республики Беларусь предусматривает до 15 лет лишения свободы за любое из действий в цепочке - вербовка, перевозка, передача, эксплуатация... Мера наказания за торговлю людьми в белорусском законодательстве соизмерима с наказаниями, предусмотренными в европейских странах (15 - 20 лет лишения свободы). Но даже такие сроки не останавливают работорговцев.

 В Беларуси создана эффективная система противодействия торговле людьми, но каждый должен и сам заботиться о личной безопасности.

Вы собираетесь поехать работать, учиться за границу или выйти замуж за иностранца? В любом случае делайте это законным путём, чтобы не разделить участь многих потерпевших от торговли людьми. Подумайте о своей безопасности дома, прежде чем оказаться в сложной ситуации за границей. Получить необходимую информацию можно по номеру телефона горячей линии.

Примите во внимание следующие рекомендации

1.Белорусская фирма, которая предлагает работу за границей, должна быть зарегистрирована в местном органе власти (исполкоме).

2.Работа должна быть легальной. Необходимо знать, что, по законодательству большинства стран, получить работу могут только лица, достигшие 18 лет. Только в случае трудоустройства законным путем работник может рассчитывать на правовую защиту, социальное обеспечение, а в случае травм – а медицинскую помощь. Кроме того, поскольку Республика Беларусь не является членом Европейского Союза, для наших граждан существует множество запретов относительно трудоустройства. Необходимо также знать, что работодатель из любой страны должен иметь специальное разрешение государства для найма иностранца на работу.

3.Фирма-посредник должна иметь лицензию на трудоустройство белорусских граждан за границей, в нашей стране такие лицензии выдаёт только Департамент по миграции Министерства внутренних дел Республики Беларусь. Лицензия выдаётся сроком на пять лет, поэтому рекомендуется проверитьсрок действия. Проверить наличие лицензии можно по следующим номерам телефонов местных миграционных служб.

Лица (в том числе иностранцы), ставшие жертвами торговли людьми, за помощью могут обратиться в следующие организации и государственные органы:

Главное управление по наркоконтролю и противодействию торговле людьми Министерства внутренних дел Республики Беларусь
Министерство внутренних дел: г. Минск, 220030, ул. Городской Вал, 4
телефоны: 8 (017) 218 71 70, 218 71 69, 218 73 42, 218 74 49
E-mail: uniptl@tut.by

 

Представительство Международной организации по миграции (МОМ) в Республике Беларусь
г. Минск, 220005, пер. Горный, д. 3
Тел: + 375 17 284 46 91, + 375 17 284 46 02
E-mail: iomminsk@iom.int

 

Телефон «Горячей линии по безопасному выезду, пребыванию за рубежом и противодействию торговли людьми»

  • телефон для звонков на территории Беларуси:
    8 801 201 5555
    работает с 8.00 до 20.00 без выходных 
    звонок бесплатный со стационарных телефонов, операторов "Velcom", "МТС"
  • телефон для звонков из-за рубежа и с мобильных телефонов:
    +375 162 21 88 88 
    звонок платный

Белорусское Общество Красного Креста 
Секретариат
г. Минск 220030, ул. Карла Маркса д. 35
тел.: (8-017) 327-26-20
E-mail: International@redcross.by, info@redcross.by

Региональные отделения – Центры «Рука помощи»:

  • г. Брест 224028, ул. Орловская 28-д 
    Тел.: (8-0162) 42-86-52
  • г. Витебск 210027, пр-т Строителей 6 
    Тел.: (8-0212) 57-41-33
  • г. Гомель 246050, ул. Пролетарская д. 9 
    Тел.: (8-0232) 75-55-71
  • г. Гродно 230023, ул. Ожешко д. 1 
    Тел.: (8-0152) 74-35-34
  • г. Могилев 212030, ул. Первомайская д. 52 
    Тел.: (8-0222) 32-70-35

 

Не берите деньги в долг от фирмы и не соглашайтесь на то, чтобы фирма брала оплату всех затрат на себя. Таким образом обманывают многих женщин: ещё до отъезда на работу за границу они бременены долгами.

4.Контракт составляется на русском языке, всё должно быть предельно ясно. Он оформится в трёх экземплярах, один их которых обязательно выдаётся на руки работнику. Контракт предусматривает условия проезда, проживания и обязательно – условия и оплату труда. Он должен быть зарегистрирован в миграционной службе при горисполкоме. Нужно навести справки о величине средней заработной платы в соответствующей стране. Возможно, предложенная заработная плата недостаточна для покрытия минимальных расходов на проживание в данной стране.

5.В паспорте должна стоять рабочая виза, а не туристическая, студенческая или какая-либо другая. Разобраться в этом поможет сотрудник посольства той страны, куда вы едете. Разрешительная запись на выезд во все страны мира ещё не даёт основания для легального выезда за границу. Для этого необходимо получить визу. Виза открывается в посольстве или консульском управлении той страны, куда вы хотите поехать. Процедура открытия визы может длиться несколько недель. Если кто-то предлагает получить визу за несколько дней, это должно насторожить. Если вид визы не соответствует цели поездки, то в случае обнаружения вас могут оштрафовать, арестовать и депортировать из страны. Работодатель может говорить, что вы нарушаете закон, и будет заставлять вас делать всё, что он захочет. Виза указывает период, в течение которого вы можете находиться в соответствующей стране. Если же вы остаётесь на территории страны после истечения срока визы, то нарушаете паспортно-визовый режим, и у вас будут соответственные проблемы. Изменить статус визы за границей невозможно ни при каких обстоятельствах. Например, находясь за границей по туристической или гостевой визе, вы не сможете легально переоформить её на рабочую визу (она должна стоять в паспорте до выезда из Республики Беларусь). Паспорт нельзя доверять никому. Это документ, удостоверяющий вашу личность. Нельзя использовать паспорт в качестве залога. Только уполномоченные органы (представители пограничных войск, таможни или полиции) имеют право потребовать паспорт.

6.У вас должен быть точный адрес будущего места работы. Родные также должны его знать.

7.Сделайте ксерокопии всех важных документов, один экземпляр возьмите с собой, другой – оставьте дома.

8.Нужно знать адрес белорусского посольства или консульства в той стране (городе), куда вы едете. Прибыв в страну назначения, желательно зарегистрироваться в посольстве Республики Беларусь.

9.Желательно иметь с собой некоторую сумму денег, достаточную для приобретения обратного билета в случае неудачи.

свернуть