Страница правовых знаний

Государственная поддержка семей, воспитывающих детей-инвалидов в Республике Беларусь

  • Лицо с особенностями психофизического развития– лицо, имеющее физические и (или) психические нарушения, которые ограничивают его социальную деятельность и препятствуют получению образования без создания для этого специальных условий. 
  • Инвалид– это человек с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, мешающие ему при взаимодействии с различными барьерами осуществлять полное и эффективное участие в жизни общества наравне с другими людьми. 
  • Инвалидность– это социальное явление, обусловленное определёнными физическими, биологическими, психологическими, социальными и экономическими факторами, имеющее временны е свойства (возникновение, развитие, исход) и характеризующееся нарушением взаимодействия человека (определённой группы людей) с обществом. 
  • Обеспечение равных возможностей– это процесс, в ходе которого различные системы общества и окружающей среды, такие как обслуживание, образование, трудовая деятельность, информация и т.п., оказываются доступными инвалидам. 
  • Инклюзивность– это принцип обучения инвалидов совместно с другими людьми на основе различных темпов обучения при помощи адекватных учебных программ и методик и организационных мероприятий. 
  • Социальная защита инвалидов– система гарантированных государством правовых, организационных мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Социальная поддержка инвалидов – система мер, обеспечивающих социальные гарантии инвалидам, устанавливаемые законодательством.

Семьям, воспитывающим детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, в соответствии с Законом Республики Беларусь от 29 декабря 2012 г. №7-3 «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей», назначаются и выплачиваются следующие государственные пособия:

  • Пособие по беременности и родам.
  • Пособие в связи с рождением ребенка.
  • Пособие женщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности.
  • Пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет.
  • Пособие на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей.
  • Пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет.
  • Пособие по временной нетрудоспособности по уходу за больным ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет. 
  • Пособие по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае болезни матери либо другого лица, фактически осуществляющего уход за ним. 
  • Пособие по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае его санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации.

Законом Республики Беларусь от 14 июня 2007 года № 239-З «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» детям-инвалидам в возрасте до 18 лет предоставлено право на:

  • бесплатное обеспечение лекарственными средствами, выдаваемыми по рецептам врачей в пределах перечня основных лекарственных средств в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь;
  • бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов, металлоакрилатов, (металлокомпозитов), металлокерамики и фарфора, а также нанесения защитно-декоративного покрытия из нитрид-титана) в государственных организациях здравоохранения по месту жительства; 
  • обеспечение иными техническими средствами социальной реабилитации в соответствии с Государственным реестром (перечнем) технических средств социальной реабилитации в порядке и на условиях, определяемых Правительством Республики Беларусь;
  • первоочередное бесплатное санаторно-курортное лечение (при наличии медицинских показаний и отсутствии медицинских противопоказаний) или оздоровление (при отсутствии медицинских противопоказаний) не более 1 раза в год. Лицо, сопровождающее ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет в санаторно-курортные или оздоровительные организации, обеспечивается путевками на санаторно-курортное лечение или оздоровление бесплатно (без лечения) при условии, что необходимость в таком сопровождении подтверждается заключением врачебно-консультационной комиссии государствен-ной организации здравоохранения;
  • бесплатный проезд на всех видах городского и пригородного пассажирского транспорта (кроме такси) независимо от места жительства. Данная льгота предоставляется и лицу, сопровождающему ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет.

Социальные гарантии

В сфере трудового законодательства
Работающей матери (отцу, опекуну, попечителю), совмещающим уход за ребенком-инвалидом с работой, предоставляется один свободный от работы день в неделю и в месяц с оплатой в размере среднего заработка.
Привлечение к ночным сверхурочным работам, к работам в государственные праздники, праздничные и выходные дни и направление в командировку женщин, имеющих детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, разрешается только с их согласия.
При составлении графика трудовых отпусков работников наниматель обязан запланировать по желанию женщины, имеющей на воспитании ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, отпуск в летнее или другое удобное для неё время. Также наниматель обязан предоставить трудовой отпуск за первый рабочий год (основной и дополнительный) до истечения шести месяцев работы, по желанию женщины. Дополнительно наниматель обязан по желанию женщины, имеющей ребенка - инвалида в возрасте до 18 лет, предоставить отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 14 календарных дней в течение календарного года.
Запрещается отказывать женщине в заключение трудового договора и снижать ей заработную плату по мотивам, связанным с наличием ребенка - инвалида в возрасте до 18 лет.
Расторжение трудового договора по инициативе нанимателя с женщинами, имеющими детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, не допускается, кроме случаев ликвидации организации, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя, а также по основаниям, предусмотренным пунктами 4, 5, 7, 8 и 9 (статья 42 Трудового кодекса Республики Беларусь) и пунктами 1 - 3 (статья 47 Трудового кодекса Республики Беларусь). 
Работающим родителям, воспитывающим детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, установлены льготы по подоходному налогу. Стандартный налоговый вычет предоставляется обоим родителям, воспитывающим ребенка-инвалида. 

В сфере налогового законодательства
Для родителей – плательщиков единого налога, воспитывающих детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, ставки единого налога понижаются на 20 процентов.
Для работающих детей-инвалидов в возрасте до 18 лет также установлены дополнительные гарантии:

  • при приеме на работу не устанавливается предварительное испытание;
  • не облагается подоходным налогом часть заработной платы;
  • для индивидуальных предпринимателей (иных физических лиц) ставки единого налога снижаются на 20%.

В сфере пенсионного обеспечения 
Матери, воспитывавшие детей-инвалидов (инвалидов с детства) не менее 8 лет в период до их совершеннолетия, имеют право на пенсию по возрасту по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет (из них не менее 5 лет работы с уплатой обязательных страховых взносов) (статья 20 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении»).
Отцы, воспитывавшие детей-инвалидов (инвалидов с детства) не менее 8 лет в период до их совершеннолетия, имеют право на пенсию по возрасту по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет, если мать ребенка-инвалида (инвалида с детства) не использовала приобретенного ею права на пенсию по возрасту в соответствии с частью первой статьи 20 и отказалась от этого права в пользу отца или не использовала права на пенсию по возрасту в соответствии с частью первой статьи 20 в связи с ее смертью (статья 20 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении»).
Период ухода за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, осуществляемого трудоспособным лицом, которое не работает и не имеет иной занятости, засчитывается в стаж работы для назначения трудовой пенсии (статья 51 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении»).

В сфере жилищного законодательства
Право на получение жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда имеют состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий:

  • граждане, имеющие заболевания, и граждане, в составе семей которых имеются дети, имеющие заболевания, указанные в перечне, определяемом Министерством здравоохранения, при наличии которых признается невозможным совместное проживание с лицами, страдающими ими, в одной комнате или однокомнатной квартире;
  • граждане, в составе семей которых имеются дети-инвалиды; 
  • инвалиды I и II группы.

Право на получение льготных кредитов и одноразовой субсидии на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений предоставлено гражданам, в составе семей которых имеются дети-инвалиды, а также инвалиды с детства I и II группы.

В сфере образования
С родителей, воспитывающих детей-инвалидов, детей, страдающих онкологическими заболеваниями, больных туберкулезом, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, не взимается плата за питание в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного образования.
В общеобразовательных учреждениях учащимся с особенностями психофизического развития, обучающимся в специальных классах, классах интегрированного (совместного) обучения и воспитания, предоставляется бесплатное одноразовое питание. 
Бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями устанавливается для:

  • лиц с особенностями психофизического развития;
  • детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, инвалидов с детства;
  • лиц, осваивающих содержание образовательной программы дошкольного образования и страдающих онкологическими заболеваниями или больных туберкулезом;
  • обучающихся из семей, в которых один или оба родителя являются инвалидами I или II группы (часть вторая статьи 39 Кодекса об образовании Республики Беларусь).

Руководители государственных учреждений образования вправе предоставлять в период получения высшего, среднего специального образования скидки по сформированной стоимости обучения в порядке и размерах, определяемых Правительством Республики Беларусь, студентам и учащимся, являющимся детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет.
Иные правовые гарантии
Территориальными центрами социального обслуживания населения бесплатно предоставляются услуги почасового ухода за малолетними детьми (услуги няни) неполным семьям, воспитывающим ребенка-инвалида, и семьям, воспитывающим двоих и более детей-инвалидов – до достижения детьми-инвалидами возраста четырех лет.

 Пособия по уходу за ребенком-инвалидом
Право на пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет имеют мать (мачеха) или отец (отчим), усыновитель (удочеритель), опекун (попечитель) ребенка-инвалида либо другое лицо, фактически осуществляющие уход за ним.
Матери (мачехе) или отцу (отчиму), усыновителю (удочерителю), опекуну (попечителю), находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет или академическом отпуске, пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет назначается на период указанных отпусков.
Пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет не назначается и не выплачивается лицам:

  • работающим по трудовым договорам (контрактам);
  • из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям;
  • выполняющим работы по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности;
  • являющимся индивидуальными предпринимателями, частными нотариусами, адвокатами;
  • осуществляющим предусмотренные законодательными актами виды ремесленной деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей;
  • получающим профессионально-техническое, среднее специальное, высшее или послевузовское образование в дневной форме получения образования;
  • проходящим подготовку в клинической ординатуре в очной форме;
  • зарегистрированным в органах по труду, занятости и социальной защите в качестве безработных либо проходящим профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и обучающие курсы по направлению органов по труду, занятости и социальной защите;
  • получающим пенсию или ежемесячную страховую выплату в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (за исключением неработающих матери (мачехи) или отца (отчима), усыновителя (удочерителя), опекуна (попечителя) ребенка-инвалида, являющихся инвалидами, получающими пенсию либо ежемесячную страховую выплату), ежемесячное денежное содержание в соответствии с законодательством о государственной службе.
свернуть

Законодательные акты

свернуть

Памятка для родителей: Как защитить персональные данные детей

Детям о персональных данных


Начните с себя. Бережное и уважительное отношение к своим персональным данным и персональным данным своего окружения станет добрым примером для ребенка.

https://cpd.by/storage/2023/06/2.png

Не публикуйте в открытом доступе избыточную информацию о себе и о своих детях: фотографии, видео, адреса, номера телефонов, даты рождения, сведения о родных и близких и иную личную информацию.

https://cpd.by/storage/2023/06/3.png

Научите своих детей ключевым навыкам сетевой гигиены: использовать лицензионное программное обеспечение, создавать безопасный профиль, блокировать неизвестных лиц, отключить определение местоположения, защитить браузер, отключив отслеживающие файлы cookie. Расскажите ребенку, что, к примеру, метка геолокации на фото, сделанном по месту проживания и размещенном в социальной сети, позволяет установить дом, в котором живёт лицо, опубликовавшее фотографию.

https://cpd.by/storage/2023/06/4.png

Расскажите детям о настройках конфиденциальности. Предложите своим детям выбрать двухэтапный вариант проверки, который позволяет вашему ребенку создать персонализированный PIN-код для большей безопасности от нарушений и хакеров.

https://cpd.by/storage/2023/06/5.png

Приватность и внимательность. Расскажите детям о том, что нельзя предавать свои личные данные и личные данные своих близких незнакомым людям. Пересылать фото или копии документов незнакомцам тоже нельзя. Если кто-то за пределами известного круга общения вашего ребенка получает его номер телефона, он может передавать любой контент непосредственно в приложения, используемые вашим ребенком. Обсудите с ним важность общения только с людьми, которых он знает и которым доверяет, и блокировки сообщений от незнакомцев. Такие сообщения могут содержать шпионские программы, спам или фишинговую ссылку.

https://cpd.by/storage/2023/06/6.png

Пусть ваши дети настроят и сохранят уникальные и надежные пароли для всех своих учетных записей. Использование одних и тех же многократно подвергает их риску.

https://cpd.by/storage/2023/06/7.png

Используйте надежные антивирусные службы и родительский контроль, чтобы обеспечить безопасность детей и их компьютеров.

https://cpd.by/storage/2023/06/8.png

Контролируйте устройства вашего ребенка и социальные сети. Когда ваши дети используют приложения для социальных сетей, есть много моментов, на которые необходимо обратить внимание. Для начала, изучая используемый ими контент, подумайте о применении как средств безопасности, так и инструментов фильтрации. Родители могут видеть экранное время ребенка, а также его действия в социальных сетях.

https://cpd.by/storage/2023/06/9.png

Обратите внимание на мобильные приложения, которыми пользуется ваш ребенок, и какую информацию эти приложения собирают. При установке приложения требуют доступ к определенной информации, а также могут получить доступ к данным на смартфоне? Задумайтесь, действительно ли приложению ”фонарик“ нужен доступ к адресной книге? Не доверяйте приложению, если ему нужна информация, которая явно ему не нужна.

https://cpd.by/storage/2023/06/10.png

Расскажите своим детям о том, что информация, оставленная в Интернете, это зачастую навсегда. Прежде чем публиковать очередной пост в соцсетях или что-то писать в публичном чате, необходимо подумать, проверить и убедиться в необходимости такой публикации. И хотя всегда можно удалить нежелательные сообщения, вы не знаете, кто собрал эту информацию раньше и что с ней собирается сделать дальше, в том числе, возможно использовать ее против вас.

свернуть

Об ответственном обращении с животными

Уважаемые родители! Прочитайте статью и объясните детям об ответственном обращении с животными.

Анализ информации, поступающей в последние несколько лет в Постоянную комиссию по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь (далее - Постоянная комиссия), свидетельствует о тенденции роста случаев жестокого обращения с животными. В рамках поручений Президента Постоянной комиссией ведется работа над проектом Закона «Об ответственном обращении с животными».

В 2022 году наибольший резонанс среди случаев жестокого обращения с животными со стороны несовершеннолетних получили:

1. избиение собаки на детской площадке в Минске девочкой;

2. жестокое обращение и убийство ежа минскими подростками

3. жестокое обращение девочки с котенком в Быхове

5. жестокое обращение с беременной кошкой в г. Высокое

6. избиение девочкой-подростком собаки при ее выгуле в Минске;

7. жестокое обращение с утками со стороны группы подростков в Минске (видео обоих происшествий опубликованы в различных социальных сетях).

В 2023 г. одной из организаций - членов Ассоциации зоозащитных организаций в правоохранительные органы подано заявление по факту избиения щенка школьниками в г. Минск. Зачастую несовершеннолетние осуществляют видеозапись совершаемых ими противоправных деяний, которую впоследствии распространяют в социальных сетях и мессенджерах.

Указанные факты вызывают в обществе особый резонанс, поскольку лица, совершившие противоправные деяния, в силу возраста не могут быть привлечены ни к административной, ни тем более к уголовной ответственности. А родители или лица их заменяющие в соответствии с установленной процессуальным законодательством процедурой привлекаются к ответственности за невыполнение обязанностей по воспитанию детей, а не за жестокое обращение с животными, что также вызывает непонимание ситуации и способов ее разрешения со стороны обывателей и представителей гражданского общества, не владеющих в должной мере знаниями в области права.

свернуть

Ребенок о воспитании себя. Письмо–обращение к самым близким людям

  1. He бойтесь проявлять твердость по отношению ко мне. Я предпочитаю это. Это позволяет мне знать меру и место.
  2. Не применяйте силу в отношениях со мной. Иначе это научит меня думать, что сила - это все, что имеет значение. С большей готовностью я восприму ваше руководство мной.
  3. Не будьте непоследовательными, это сбивает меня с толку и заставляет пытаться «выйти сухим из воды» во всех возможных случаях.
  4. Не давайте пустых обещаний. Это подорвет мое доверие к вам.
  5. Не огорчайтесь, если я говорю, что ненавижу вас. Просто я хочу, чтобы вы пожалели о том, что вы сделали по отношению ко мне.
  6. Не заставляйте меня чувствовать себя малышом.
  7. Не делайте для меня и за меня то, что я могу для себя и за себя сам. Если это произойдет, я буду требовать, чтобы вы обслуживали меня всегда.
  8. Не обращайте внимания на мои глупые выходки. Ваше повышенное внимание поможет их закрепить.
  9. Не делайте мне замечания в присутствии других людей. На замечания я буду реагировать лишь наедине, без посторонних.
  10. Не пытайтесь меня поучать в конфликтных ситуациях. Я все равно ничего не услышу, а если услышу, то не стану реагировать. Поговорите со мной тогда, когда ваш гнев уступит место здравому смыслу.
  11. Не пытайтесь меня все время поучать. Вы удивились бы, узнав, как я хорошо знаю, что такое «хорошо» и что такое «плохо».
  12. Не заставляйте меня считать, что ошибки, сделанные мною, - это преступление. Я должен научиться делать ошибки, не думая при этом, что я ни на что не годен.
  13. Не придирайтесь ко мне и не ворчите, иначе мне придется притвориться глухим, чтобы как-то защититься.
  14. Не требуйте от меня объяснений по поводу моего плохого поведения. Я действительно не смогу ничего объяснить. Если вы сможете это понять, я попытаюсь сам себе и вам все объяснить, но на это нужно время.
  15. Не забудьте, что я развиваюсь, а значит - экспериментирую. Таким образом, я учусь. Примиритесь, пожалуйста, с этим.
  16. Не оберегайте меня от последствий моей деятельности. Мне необходимо учиться на собственном опыте.
  17. Не обращайте внимания на мои маленькие недомогания. Иначе я могу научиться получать удовольствие от своего плохого здоровья, если, благодаря ему, я буду в центре внимания.
  18. Не отмахивайтесь от меня, если я задаю вам честные и прямые вопросы. В противном случае вы заметите, что я перестал вас спрашивать и ищу интересующую меня информацию там, где ее мне предлагают.
  19. Никогда не считайте, что извиниться передо мной - ниже вашего достоинства. Ваше честное извинение и признание своих ошибок вызывает у меня к вам удивительно теплые чувства.
  20. Никогда не утверждайте, что вы совершенны и непогрешимы. Иначе мне придется быть достойным слишком многого, а так не хочется убеждаться в обратном.
  21. Не беспокойтесь о том, что мы проводим слишком мало времени вместе. Стоит побеспокоиться о том, как мы с вами его проводим.
  22. Демонстрируйте мне ваше мужество и храбрость.
  23. Не забывайте, что мне нужны ваше понимание и поддержка.
  24. Относитесь ко мне так, как вы относитесь к своим друзьям. Я тоже хочу быть вашим лучшим другом.
  25. Ваши добрые мысли и пожелания, которые вы мне дарите каждый день, если не сейчас, то через годы вернутся к вам сторицей.
  26. ПОМНИТЕ! ЧТО У ВАС ЕСТЬ САМОЕ ВЕЛИКОЕ ЧУДО НА СВЕТЕ. ЭТО ЧУДО – Я, ВАШ РЕБЕНОК!
свернуть

Выдержки из КоБС РБ

Статья 66. Семья как естественная среда ребенка

Семья является естественной средой ребенка. Воспитание детей в семье охраняется и поощряется государством.

Особой поддержкой, вниманием и заботой пользуются многодетные семьи, семьи, принявшие на воспитание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, семьи, воспитывающие детей-инвалидов.

Статья 661. Защита прав и законных интересов детей

При невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями, опекунами, попечителями своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей, или злоупотреблении своими правами, или отрицательном влиянии на поведение детей, или жестоком обращении с ними дети вправе обратиться за защитой своих прав и законных интересов в комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, прокуратуру, а по достижении четырнадцати лет – и в суд.

Родители, опекуны, попечители вправе обратиться в суд с иском о защите прав и законных интересов несовершеннолетних детей к юридическому или физическому лицу, нарушившему их права и законные интересы.

Статья 67. Ненадлежащие воспитание и содержание детей

Родители, опекуны, попечители несут ответственность за ненадлежащее воспитание и содержание детей в соответствии с законодательством.

Воспитание и содержание ребенка признаются ненадлежащими, если не обеспечиваются права и законные интересы ребенка, в том числе если ребенок находится в социально опасном положении.

Под социально опасным положением понимается обстановка, при которой:

не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (не обеспечиваются безопасность, надзор или уход за ребенком, потребности ребенка в пище, жилье, одежде, получение ребенком необходимой медицинской помощи, не создаются санитарно-гигиенические условия для жизни ребенка и т.д.);

ребенок вследствие отсутствия надзора за его поведением и образом жизни совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления;

лица, принимающие участие в воспитании и содержании ребенка, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка, злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним либо иным образом ненадлежаще выполняют обязанности по воспитанию и содержанию ребенка, в связи с чем имеет место опасность для его жизни или здоровья.

Статья 68. Личные неимущественные права и обязанности родителей

К личным неимущественным правам и обязанностям родителей относятся права и обязанности по:

определению собственного имени, отчества, фамилии детей;

определению гражданства детей в случаях, предусмотренных законодательством о гражданстве Республики Беларусь;

определению места жительства детей и их регистрации по месту жительства и месту пребывания;

воспитанию детей, осуществлению ухода и надзора за ними;

осуществлению представительства от имени своих детей;

обеспечению защиты прав и законных интересов детей.

Статья 75. Воспитание детей

Родители осуществляют воспитание детей, попечительство над ними и их имуществом. Под воспитанием понимается забота о физическом, духовном и нравственном развитии детей, об их здоровье, образовании и подготовке к самостоятельной жизни в обществе.

Все вопросы о формах и методах воспитания детей, получении ими образования, об отношении к религии, организации свободного времени и иные вопросы воспитания детей решаются обоими родителями по взаимному согласию. Разногласия между родителями по вопросам воспитания детей разрешаются в судебном порядке.

Несовершеннолетние родители имеют право на участие в воспитании ребенка.

До приобретения несовершеннолетними родителями, не состоящими в браке, дееспособности в полном объеме их ребенку назначается с согласия законных представителей опекун, который будет осуществлять его воспитание совместно с несовершеннолетними родителями ребенка. Разногласия по вопросам воспитания детей, возникающие между опекуном ребенка и несовершеннолетними родителями, разрешаются органом опеки и попечительства.

Статья 76. Равенство прав и обязанностей обоих родителей

Отец и мать имеют равные права и обязанности в отношении своих детей.

Родители пользуются равными правами и несут равные обязанности в отношении своих детей и в случае расторжения брака между ними, если иное не предусмотрено в Соглашении о детях.

В случае установления отцовства в судебном порядке отец приобретает права и обязанности с момента вступления решения суда в законную силу, за исключением обязанности по содержанию, которая может быть возложена с момента предъявления иска об установлении отцовства.

Если родители ребенка не состоят в браке между собой, суд может поручить осуществление попечения над ребенком одному из них, ограничив права и обязанности другого в отношении ребенка.

Статья 80. Лишение родительских прав

Родители или один из них могут быть лишены родительских прав в отношении несовершеннолетнего ребенка, если будет установлено, что:

они уклоняются от выполнения обязанностей родителей;

они злоупотребляют родительскими правами и (или) жестоко обращаются с ребенком;

они ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка;

они отказались от ребенка и подали письменное заявление о согласии на усыновление при их раздельном проживании с ребенком;

в течение шестимесячного срока после отобрания у них ребенка по решению комиссии по делам несовершеннолетних районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе по месту нахождения ребенка не отпали причины, послужившие основанием для отобрания у них ребенка, указанные в части первой статьи 851 настоящего Кодекса.

Лишение родительских прав производится только в судебном порядке. Дела о лишении родительских прав рассматриваются с обязательным участием прокурора и представителя органа опеки и попечительства.

При отказе без уважительных причин взять ребенка из организации здравоохранения после рождения или при оставлении ребенка в организации здравоохранения после рождения в обязательном порядке предъявляется иск о лишении родительских прав.

При лишении родительских прав обоих родителей, а также одного родителя, если передача ребенка другому родителю нецелесообразна или невозможна, суд принимает решение о передаче ребенка на попечение органа опеки и попечительства.

О принятом решении суд уведомляет орган, регистрирующий акты гражданского состояния, по месту регистрации рождения ребенка.

Статья 184. Право детей на жизнь, достойные условия жизни и охрану здоровья

Дети имеют право на жизнь в мирных, безопасных и достойных условиях.

Условия жизни детей должны обеспечивать их полноценное физическое, умственное и духовное развитие.

Родители, воспитывая детей, обязаны заботиться об их здоровье, физическом, умственном и духовном развитии, приобщать их к посильному труду и готовить их к самостоятельной жизни.

Все дети имеют право на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь со стороны государства в соответствии с законодательством. Они находятся под диспансерным наблюдением в государственных организациях здравоохранения.

Статья 190. Обязанности ребенка вне семьи

Каждый ребенок обязан уважать права и достоинство других людей, проявлять к ним гуманное отношение.

Ребенок обязан уважать историко-культурное наследие, самобытность, язык и иные ценности, являющиеся достоянием Республики Беларусь и других народов, бережно относиться к природе, соблюдать законы.

свернуть

«5 правил для родителей. Права детей и наши правила»

В КАЧЕСТВЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


Информация к размышлению:

 «5 правил для родителей. Права детей и наши правила»


ПЕРВОЕ ПРАВИЛО

Родители заблуждаются, когда думают, что имеют дело с одним и тем же ребенком в его год, три, семь, десять и четырнадцать лет. На самом деле, это, как минимум пять, а то и шесть разных людей. В возрасте одного года, трех, семи, десяти и четырнадцати лет психика ребенка совершает существенный рывок. У него появляются новые возможности, но и возрастает тяжесть нагрузок, с которыми сталкивается его психика. Пожалуйста, следите за тем, как взрослеет ваш ребенок, не по одежде, которая вдруг стала ему мала, а по тому, насколько он меняется внутри. Самое ужасное - привыкнуть к ребенку, составить о нем определенное представление, а затем вести себя с ним так же, как вы делали это в его три года, несмотря на прошедшее десятилетие.


ВТОРОЕ ПРАВИЛО

Поймите, что ребенку очень трудно вас понять. Ведь слова это только звуки. Важны не слова, а тот личный опыт, который стоит за нашими словами. Вам кажется, что вы все понятно объяснили своему ребенку про отношение к старшим, про дружбу, про ответственность, про важность высшего образования... Но это вам понятно. Если у тебя нет опыта предательства, ты никогда не поймешь, что такое настоящая дружба, а если ты не пережил увольнения и не знаешь, что та­кое быть безработным, ты вряд ли оценишь важность высшего образования. Так что, не грузите ребенка умными словами, хотя современные дети это даже любят и еще фору могут нам дать. Ищите взаимопо­нимания, подлинности отношений. Говорите со своим ребенком на понятном ему языке.


ТРЕТЬЕ ПРАВИЛО

Помните, что ваш ребенок находится в постоянном стрессе. Постоянном. Он врастает в окружающий его мир, примеряет его на себя, осваивается в нем, а сам параллельно еще и меняется, растет. Это адский труд. Он как Алиса Льюиса Кэрролла, которая то слишком мала, чтобы достать ключ от дверцы, ведущей в чу­десный сад, то слишком велика, чтобы пройти в эту дверцу. Как относиться к себе, к другим людям, как справляться со страхами, что такое нести ответствен­ность, как расставлять приоритеты, концентрировать внимание? Решение этих вопросов — адская грамо­та для ребенка. Он будет мучиться, срываться, делать глупости, совершать ошибки. А мы должны понимать и помогать, а не бегать с ремнем наперевес.


ЧЕТВЕРТОЕ ПРАВИЛО

Вы тысячу раз слышали, что к ребенку надо от­носиться как к личности. Но что это значит? Тре­бовать с него, как со взрослого? Нет, разумеется. Ребенок — личность только в том плане, что у него тоже есть самоуважение, самолюбие, ему тоже бывает больно, неловко, обидно, страшно. В этом смысле — с точки зрении своей уязвимости — он личность, как любой из нас, даже больше. А вот с точки зрения умения справляться с нагрузками, усмирять свои желания, поддерживать социальные отношения — этому он пока еще только учится, и эта учеба дается ему непросто.


ПЯТОЕ ПРАВИЛО

Самое простое и самое сложное: с ребенком надо быть честным. Конечно, если угрожать ребенку — он вас по­слушается. А если обещать ему золотые горы, он заинтересуется. Но потом он узнает, что вы лжец. И на этом все закончится.

Итак, ваш ребенок всегда разный и находится в стрессе. Он личность, с ним надо найти общий язык и быть честным. А еще он... ваш ребенок. И вы его любите.


 

свернуть

Ответственность родителей или лиц, их заменяющих, за воспитание детей (выдержки из НПА РБ)

Каждый из родителей или лиц, их заменяющих, желает, чтобы их дети были здоровыми, благополучными, законопослушными людьми. Вместе с тем, воспитание детей - это не только желание и добрая воля законных представителей детей, а обязанность, закрепленная на законодательном уровне. И нет ничего более ценного, чем благополучие и безопасность  наших детей!!! Ответственность законных представителей ребенка (родителей, опекунов и т.д.) за воспитание и содержание детей закреплена в нормативных правовых актах Республики Беларусь. Существует различные виды ответственности:  

В статье 32 Конституции Республики Беларусь указано, что:

«Родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении…».

Статья 35 Кодекса Республики Беларусь об образовании

«Основные обязанности законных представителей несовершеннолетних обучающихся

  1. Законные представители несовершеннолетних обучающихся обязаны:

1.1. обеспечивать условия для получения образования и развития обучающихся;

1.2. уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;

1.3. выполнять требования учредительных документов, правил внутреннего распорядка для обучающихся.»

Статьей 17 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка»:

«Родители (опекуны, попечители) должны создавать необходимые условия для полноценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья ребенка и подготовки его к самостоятельной жизни в семье и обществе.

Законные представители обязаны сопровождать детей, не достигших возраста шестнадцати лет, в период с двадцати трех до шести часов вне жилища либо обеспечивать их сопровождение совершеннолетними лицами».

Частью 5 статьи 17 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» закреплено, что:

«В случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь, родители (опекуны, попечители) несут ответственность за нарушение детьми законодательства Республики Беларусь», то есть за совершение ребенком, не достигшим возраста административной либо уголовной ответственности, деяния, содержащего признаки правонарушения либо преступления, предусматривается административная ответственность родителей или лиц, их замещающих.

Ответственность в данном случае наступает по статье 9.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Правонарушение, предусмотренное данной статьей, состоит в бездействии родителей или лиц, их заменяющих, т.е. когда они не выполняют обязанности по воспитанию детей, а именно не заботятся о нравственном, духовном и физическом развитии детей, укреплении их здоровья, создании необходимых условий для своевременного получения образования, успешного обучения и т.д., чем не выполняют требования, закрепленные статьей 75 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, что повлекло совершение детьми, не достигшими возраста административной либо уголовной ответственности, деяния, содержащего признаки правонарушения либо преступления.

За его совершение предусмотрено административное взыскание в виде предупреждения или штрафа в размере до десяти базовых величин.

За то же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, предусмотрено взыскание в виде штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин.

При этом протоколы об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, составляются в отношении обоих родителей.

Статья 17.4. Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение:

«Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение путем покупки для него алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, а также иное вовлечение лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, заведомо несовершеннолетнего в употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива либо в немедицинское употребление сильнодействующих или других одурманивающих веществ – влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин.»

Статья 17.13. Неисполнение обязанностей по сопровождению или обеспечению сопровождения несовершеннолетнего в ночное время вне жилища

«1. Неисполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по сопровождению несовершеннолетнего в возрасте до шестнадцати лет либо по обеспечению его сопровождения совершеннолетним лицом в период с двадцати трех до шести часов вне жилища – влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до двух базовых величин.

  1. То же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, – влечет наложение штрафа в размере от двух до пяти базовых величин».

- обеспечьте себя и своих детей световозвращающими элементами (фликерами), поскольку за их отсутствие на пешеходах в темное время суток предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст.18.23 КоАП Республики Беларусь.

В связи с этим еще раз хочется обратить  внимание родителей:

- не допускайте бесцельного, бесконтрольного времяпровождения детей на улице. Рано или поздно это приведет к совершению правонарушений, а также ваши дети сами могут стать жертвой преступления. Кроме того, сам факт нахождения несовершеннолетних вне жилища без сопровождения взрослых в период с 23.00 до 06.00 часов влечет административную ответственность по ст. 17.13 КоАП Республики Беларусь.

свернуть

Защита законных прав и интересов несовершеннолетних

Статьи Уголовного Кодекса Республики Беларусь о наказании

за насильственное обращение с детьми 

Статья 145. Доведение до самоубийства.

  1. Доведение до самоубийства или покушения на него путем жестокого обращения с потерпевшим или систематического унижения его личного достоинства — наказывается исправительными работами на срок до 2-х лет, или ограничением свободына срок до 3-х лет, или лишением свободы на тот же срок.
  2. То же действие, совершенное в отношении лица, находившегося в материальной или иной зависимости от виновного — наказывается ограничением свободы на срок до 5-ти лет или лишением свободы на срок от 1-го года до 5-ти лет.

Статья 147. Умышленное причинение тяжкого телесного повреждения.

Умышленное причинение тяжкого телесного повреждения… совершенное в отношении лица, заведомо находящегося в беспомощном состоянии наказывается лишением свободы на срок от 5-х до 10-ти лет.

Статья 153. Умышленное причинение легкого телесного повреждения.

Умышленное причинение легкого телесного повреждения…наказывается общественными работами или штрафом, или исправительными работами на срок до 1-го года, или арестом на срок до 3-х месяцев.

Статья 154. Истязание.

Истязание, совершенное в отношении …несовершеннолетнего …наказывается ограничением свободы на срок от 1-го года до 3-х лет или лишением свободы на срок от 1-го года до 5-ти лет.

Статья 165. Ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению безопасности жизни и здоровья детей.

  1. Ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению безопасности жизни и здоровья малолетнего лицом, на которое такие обязанности возложены по службе…, либо по специальному поручению… наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до 2-х лет, или ограничением свободы на срок до 3-х лет.
  2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть малолетнего либо причинение тяжкого телесного повреждения, — наказывается ограничением свободы на срок до 4-х лет или лишением свободы на тот же срок.

Статья 166. Изнасилование.

  1. Изнасилование заведомо малолетней или изнасилование, повлекшее… смерть потерпевшей… наказывается лишением свободы на срок от 8-ми до 15-ти лет.

Статья 170. Понуждение к действиям сексуального характера.

Понуждение к действиям сексуального характера в отношении заведомо несовершеннолетнего (несовершеннолетней), — наказывается ограничением свободы на срок до 4-х лет или лишением свободы на срок до 5-ти лет.

Статья 172. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления.

Вовлечение лицом, достигшим 18-летнего возраста несовершеннолетнего в совершение преступления путем обещаний, обмана или иным способом — наказывается лишением свободы на срок до 5-ти лет.

Статья 173. Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение.

  1. Вовлечение лицом, достигшим 18-летнего возраста …несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков, либо…употребление сильнодействующих или других одурманивающих веществ, либо в проституцию, либо в бродяжничество или попрошайничество, либо в совершение действий, связанных с изготовлением материалов или предметов порнографического характера — наказывается арестом на срок до 6-ти месяцев или лишением свободы на срок до 3-х лет.

Статья 176. Злоупотребление правами опекуна или попечителя.

Использование опеки или попечительства в корыстных целях, либо жестокое обращение с подопечными, либо умышленное оставление их без надзора…повлекшие существенное ущемление прав и законных интересов подопечных, — наказывается общественными работами или штрафом или исправительными работами на срок до 2-х лет или ограничением свободы на срок до 3-х лет.

Статья 331. Склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ и их препаратов.

Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ… совершенное в отношении… несовершеннолетнего…наказывается лишением свободы на срок от 3-х до 10-ти лет.

Закон Республики Беларусь

«О правах ребенка»

   Статья 9 гласит: «Государство охраняет неприкосновенность личности ребенка, осуществляет его защиту от всех видов эксплуатаци, физического и психологического насилия, жестокого, грубого и оскорбительного обращеня, сексуальных извращений, от вовлечения в преступную деятельность, приобщения к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других одурманивающих средств, принуждения к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми со стороны родителей, лиц, из заменяющих, и родственников».

Статья 17 гласит: «Семья несет ответственность за ребенка. Родители (опекуны, попечители) должны создавать необходимые условия для полноценного раз, воспитания, образования, укрепления здоровья и подготовки его к самостоятельной жизни в семье и обществе. При нахождении детей на государственном обеспечении родители обязаны возмещать в полном объеме расходы, затраченные государством на содержание их детей (на основании Декрета Президента РБ от 24.11.2006г. №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях». Нарушение прав и законных интересов ребенка родителями (опекунами, попечителями) влечет ответственность, предусмотренную законодательными актами Республики Беларусь (вплоть до лишения свободы).

    В конце 20 века (1989 году) Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка, которая юридически и морально закрепила права детей в мире во всевозможных ситуациях и обстоятельствах, комплекс мер с целью их защиты от всех видов и форм насилия, грубого обращения или эксплуатации.

По страницам Конституции Республики Беларусь

Статья 32. Брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства.

Родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении. Ребенок не должен подвергаться жестокому обращению или унижению, привлекаться к работам, которые могут нанести вред его физическому, умственному или нравственному развитию. Дети обязаны заботиться о родителях, а также о лицах, их заменяющих, и оказывать им помощь.

Дети могут быть отделены от своей семьи против воли родителей и других лиц, их заменяющих, только на основании решения суда, если родители или другие лица, их заменяющие, не выполняют своих обязанностей…

В целях обеспечения защиты прав и законных интересов детей в неблагополучных семьях, повышения ответственности родителей, не выполняющих обязанностей по воспитанию и содержанию своих детей, и в соответствии с частью третьей статьи 101 Конституции Республики Беларусь…:

 Дети подлежат государственной защите и помещению на государственное обеспечение в случае, если установлено, что родители (единственный родитель) ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, являются хроническими алкоголиками или наркоманами либо иным образом ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем они находятся в социально опасном положении. Государственные органы, иные организации, граждане, располагающие сведениями о детях, указанных в части первой настоящего пункта, обязаны немедленно сообщить об этом в комиссию по делам несовершеннолетних, орган опеки и попечительства, другие государственные организации, уполномоченные законодательством осуществлять защиту прав и законных интересов детей, по месту нахождения этих детей.

По страницам Кодекса РБ О БРАКЕ И СЕМЬЕ

Статья 66-1. Защита прав и законных интересов детей

При  невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями (одним из  них), а также иными лицами и организациями, принимающими участие в  воспитании  ребенка,  своих  обязанностей по воспитанию, обучению

либо  содержанию  детей,  или злоупотреблении родительскими правами, или отрицательном влиянии на поведение детей, или жестоком обращении с  ними  дети  вправе  обратиться  за  защитой своих прав и законных

интересов  в  комиссии  по  делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства,  прокуратуру, а по достижении четырнадцати лет — и в суд.

Родители вправе обратиться в  суд  с  иском  о  защите  прав  и законных  интересов  несовершеннолетних  детей  к  юридическому  или физическому лицу, нарушившему их права и законные интересы

Статья 67. Ответственность за ненадлежащее воспитание детей

Родители,  а также иные лица и организации, принимающие участие в  воспитании ребенка, в соответствии с законодательством Республики Беларусь несут ответственность за ненадлежащее воспитание детей.

Воспитание признается   ненадлежащим,  если  не  обеспечиваются права и законные интересы ребенка,  а также если ребенок находится в социально   опасном   положении   (вследствие   безнадзорности   или беспризорности находится в обстановке,  представляющей опасность для его  жизни  или  здоровья  либо  не  отвечающей  требованиям  к  его воспитанию  или  содержанию,  либо  совершает  правонарушения.

Статья  73.  Обязанности  родителей  по  защите прав и законных интересов детей

Защита  прав  и  законных  интересов  несовершеннолетних  детей возлагается на их родителей.

Родители являются   законными      представителями     своих несовершеннолетних детей и выступают в защиту  их  прав  и  законных интересов во всех учреждениях,  в том числе в судах, без специальных полномочий.

Свои полномочия  на  защиту  прав  и  законных  интересов детей родители подтверждают  документами  об  отцовстве  и  материнстве  — свидетельством  о  рождении  ребенка,  а  также своим паспортом.

свернуть

Причины и условия противоправного поведения несовершеннолетних

«Не из страха, а из чувства долга

должно воздержаться

от дурных поступков».

Демокрит

Причины и условия противоправного поведения несовершеннолетних. Они связаны с возрастными, психологическими, половыми и иными отличиями личности несовершеннолетних правонарушителей и механизмом противоправного поведения; с обстоятельствами, способствующими совершению правонарушений несовершеннолетних; с динамикой, структурой преступности и правонарушений несовершеннолетних; демографическими и многими другими факторами, которые относятся к различным социально-экономическим и нравственно-психологическим сферам общественной жизни.
Невыполнение общешкольных требований, постоянное нарушение дисциплины, порядка во время учебных занятий и на перемене, конфликтность по отношению к педагогам, сверстникам, наличие эгоистической направленности личности или ее крайней неустойчивости, аномальных потребностей и аномального способа удовлетворения, естественных для всех детей потребностей, неспособность к самовоспитанию без внешнего воздействия, наличие оправдательных мотивов поведения и т.п. С одними учителями и взрослыми у них складываются хорошие отношения, они стараются выполнять их требования, посещают уроки, с другими — постоянно конфликтуют, пропускают уроки, грубят, проявляют неповиновение. Такие отношения зависят от того, как учитель смог подойти к данному ученику, учесть и положительные качества его личности.

Большое влияние на поведение учащихся оказывает то, что они бедны житейским опытом, их эмоционально-волевая сфера ограничена, также сказывается повышенная неуравновешенность, неадекватность самооценок, недостаточное умение контролировать свои поступки, склонность к подражанию, повышенная внушаемость. Характерной особенностью трудных подростков является неуравновешенность процессов возбуждения и торможения, соединенная с оборонительной позицией, при которой все внешние воздействия воспринимаются враждебно. У них, в большей степени, чем у других подростков, осознание своей взрослости имеет, прежде всего, внешнее показное проявление; курение, употребление спиртных напитков, особый «взрослый» лексикон, утилитарные способы развлечений, развязная манера поведения, необдуманное подражание моде и т.п. Такая “взрослость” приобретается в неформальных группах некритического подражания взрослым, старшим ребятам. Они грубят старшим, родителям, пренебрегают их советами, не верят в их справедливость и доброжелательность. Следует отметить, что лишь незначительное количество трудновоспитуемых подростков имеют ярко выраженную антиобщественную направленность действий. У большей части этих подростков отрицательный характер поведения может проявляться эпизодически: в одних ситуациях они могут проявлять положительные качества личности, в других -аморальные действия, недисциплинированность.


Памятка для родителей

УВАЖАЕМЫЕ МАМЫ И ПАПЫ!

Если вы – человек, который живет не только прошлым, но и настоящим, при этом старается заглянуть в будущее, послушайте наши советы.

1.​ Помните, что ваша семья и ваш ребенок – это самая большая ценность вашей жизни!

2.​ Не думайте о том, что семья никуда от вас не денется, не оставляйте её в списке своих «больших и важных» дел на «потом».

3.​ Сделайте так, чтобы ваше общение с ребенком после возвращения с работы было максимально интенсивным.

4.​ Не переносите ваши рабочие неурядицы на общение с собственным ребенком.

5.​ Интересуйтесь не только отметками в дневнике, постарайтесь оценить и узнать его душевное состояние, впечатление от прожитого дня, от общения с друзьями и сверстниками.

6.​ Если есть немного свободного времени, потратьте его на то, чтобы познакомиться и пообщаться с друзьями вашего ребенка.

7.​ Не тратьте вечера на телевизор, необязательные телефонные звонки, лучше обнимите своего ребенка и пошепчитесь с ним о самом важном, дорогом и сокровенном и для него, и для вас!

8.​ Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваш ребенок.

9.​ Изучайте своего ребенка, знакомьтесь с его внутренним миром вовремя, бойтесь опоздать!

10.​ Будьте внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребенка.

11.​ Не обрывайте своего ребенка на полуслове, спешите выслушать его.

12.​ Старайтесь говорить со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы.

13.​ Опасайтесь получения информации вашим ребенком из чужих уст.

14.​ Не высказывайтесь негативно о тех переживаниях, которые были связаны с вашим взрослением. Ребенок будет их переживать с вашей позиции и воспринимать так, как воспринимали вы.

15.​ В период полового созревания мальчикам важно получать поддержку и одобрение со стороны мам, а девочкам – со стороны пап.

16.​ Старайтесь защитить своего ребенка всеми возможными способами, если он в этом нуждается.

17.​ Никогда не забывайте о том, что своему ребенку нужно доверять.

18.​ Не отталкивайте своего ребенка и не отмахивайтесь от него, дайте ему возможность обнять вас, прижаться к вам. Это дает ему эмоциональный заряд на новый день, новые встречи, дает ощущения счастья и уверенности в завтрашнем дне. Не лишайте его этой радости!

19.​ Дайте своему ребенку понять, что он вам необходим, что он не обуза, а радость, как бы трудно материально и морально вам в жизни не было.

20.​ Помните! Лишая своего ребенка радости общения с вами сегодня, вы лишаете себя общения с ним в старости!

Помните – бумерангу свойственно возвращаться!

 

свернуть