Управление по образованию Солигорского райисполкома
Государственное учреждение образования
Средняя школа № 11 г. Солигорска
Учитывая распространенность нарушений опорно-двигательного аппарата среди детей и подростков, рост количества подобных нарушений в период их обучения в учреждениях образования, а также значимость для формирования здоровья ребенка, профилактика данных нарушений у детей является важной задачей.
Под влиянием различного рода нагрузок нарушения опорно-двигательного аппарата прогрессируют, постепенно приобретают стойкий характер, что приводит к деформации скелета, сопровождающейся болями в мышцах и суставах, смещением внутренних органов.
У детей с нарушениями осанки, как правило, снижена жизненная емкость легких, уменьшена экскурсия грудной клетки и диафрагмы, что неблагоприятно отражается на деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем и, как следствие, может привести к недостаточному снабжению кислородом головного мозга.
Привычка сутулиться может спровоцировать начало сколиоза или юношеского кифоза, особенно при наличии нарушений обмена веществ в соединительной ткани.
Сформированные дефекты позвоночного столба и стопы после окончания полового созревания и окончания роста исправить консервативными способами невозможно. Поэтому оптимальное время профилактических воздействий – период интенсивного роста ребенка.
Скачки развития нарушений опорно-двигательного аппарата чаще всего происходят в периоды интенсивного роста ребенка. Это возраст с 5 до 7 лет и с 12 до 16 лет, который совпадает с периодом полового созревания.
Плоскостопие у детей также является достаточно серьезной проблемой. Здоровая стопа – это первично-системный элемент удержания тела в вертикальном положении. Уменьшение физиологических изгибов позвоночника, особенно в сочетании с плоскостопием, приводит к постоянным микротравмам головного мозга и повышенной утомляемости, головным болям, нарушениям памяти и внимания.
Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата детей и подростков в период их обучения в учреждениях образования обеспечивается взаимодействием педагогических работников, медицинских работников и родителей (законных представителей) обучающихся.
Организация оказания медицинской помощи в учреждениях образования осуществляется в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28 декабря 2023 г. № 1925 «Об обеспечении оказания медицинской помощи обучающимся в возрасте до 18 лет».
Фактический объем работ, выполняемых медицинскими работниками в учреждениях образования, зависит от типа (вида) учреждения образования, возраста и контингента обучающихся, режима работы учреждения образования.
Основные направления деятельности медицинских работников в учреждениях образования:
динамическое наблюдение за условиями обучения и воспитания обучающихся в организованных коллективах;
работа по формированию здорового образа жизни у обучающихся;
разработка мер совместно с администрацией учреждения образования по снижению заболеваемости, травматизма и укреплению здоровья обучающихся;
контроль совместно с руководителем учреждения образования соблюдения санитарных норм, правил и гигиенических нормативов в учреждениях образования;
определение противоэпидемических мероприятий.
В рамках своих обязанностей медицинские работники осуществляют контроль за рассаживанием обучающихся в группах, классах (соответствие мебели росту, строению и особенностям развития опорно-двигательного аппарата обучающегося), освещением помещений (естественное и искусственное), в которых осуществляется образовательный процесс, соблюдением зрительного и двигательного режима, организацией питания, физического воспитания, дают рекомендации обучающимся и их родителям (законным представителям) по формированию здорового образа жизни, закаливанию и оздоровлению с учетом возраста, состояния здоровья и особенностей развития ребенка.
Специалисты учреждений государственного санитарного надзора осуществляют надзор за выполнением соответствующих положений, установленных:
общими санитарно-эпидемиологических требованиями к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, утвержденными Декретом Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства»;
специфическими санитарно-эпидемиологическими требованиями к содержанию и эксплуатации учреждений образования, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 августа 2019 г. № 525;
санитарными нормами и правилами «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 декабря 2012 г. № 206;
санитарными нормами и правилами «Требования для учреждений дошкольного образования», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25 января 2013 г. № 8.
Педагогическая составляющая по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата у детей и подростков направлена на обеспечение в учреждениях образования здоровьесберегающей среды, что реализуется посредством выполнения требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также формирования у обучающихся правильных поведенческих привычек, в том числе правильной рабочей позы и привычки соблюдать оптимальное расстояние от глаз до рабочей поверхности.
В учреждениях образования для решения задач физического воспитания должно использоваться разнообразное стационарное и переносное спортивное оборудование, инвентарь для организации и проведения физических упражнений и спортивных игр в рамках физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Основные требования к правильной рабочей позе во время уроков, занятий (игр) – это максимальная опора для туловища, рук и ног, а также симметричное положение тела. Правильная симметричная посадка производится последовательно, начиная с положения стоп:
С целью снижения объема статических нагрузок на опорно-двигательный аппарат обучающихся в процессе уроков, занятий (игр) педагогическим работникам необходимо предусматривать включение в образовательный процесс различных ситуаций, методов, приемов, направленных на снижение физиологической и психологической затратности образовательного процесса, которые предусматривают:
Укрепление мышечно-связочного аппарата детей и подростков обеспечивается в рамках реализации содержания образовательной области «Физическая культура» учебной программы дошкольного образования в разных возрастных группах воспитанников, учебного предмета «Физическая культура и здоровье»; двигательной активностью в режиме дня; в ходе организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы; правильно организованной досуговой деятельности.
В образовательном процессе учреждений дошкольного образования (в рамках организации специально-организованной и нерегламентированной деятельности) возможно использование различных игровых методов и приемов, тренажеров и приспособлений для формирования правильной осанки.
Педагогическим работникам необходимо обращать особое внимание на обучающихся, которые жалуются на головные боли, становятся раздражительными, быстро устают. Эти проявления могут быть следствием чрезмерного напряжения цилиарной мышцы при длительной работе на близком расстоянии и спазма аккомодации, который сохраняется в течение длительного времени и, как правило, усугубляется неудовлетворительным общим состоянием ребенка.
В данной ситуации первоочередным профилактическим мероприятием является личностно-ориентированный подход к обучающимся и коррекция объема учебной нагрузки с учетом возрастных и физиологических возможностей каждого конкретного ребенка.
На родительских собраниях воспитатели дошкольного образования и классные руководители должны обращать внимание родителей (законных представителей) обучающихся на солидарную ответственность за охрану здоровья детей и отмечать необходимость взаимоконтроля и преемственности в действиях семьи и учреждения образования.
Семья является наиболее значимым социальным фактором, определяющим процесс формирования (сохранения) здоровья обучающихся, поскольку именно в семье у ребенка складываются навыки и поведенческие стереотипы, оказывающие влияние на здоровье, а также индивидуально-психологические качества, определяющие отношение к здоровому образу жизни. Наиболее зависимыми от семейных факторов являются девочки, так как они, как правило, повторяют материнские установки по сохранению и поддержанию здоровья.
При изучении влияния внутрисемейной среды установлено, что дети, условия жизнедеятельности которых получали отрицательную гигиеническую оценку, достоверно чаще имели патологию со стороны зрительного анализатора и костно-мышечной системы.
Можно выделить основные составляющие условий и образа жизни ребенка, оказывающие значительное влияние на его здоровье:
Поэтому образ жизни и поведение родителей должны определяться осознанием здоровья как ценности и целенаправленными действиями по его поддержанию и укреплению.
Преобладание статического компонента в досуговой деятельности, низкая физическая активность неизбежно приводят к ослаблению общего мышечного тонуса.
Следует учесть, что негативные эмоции, появление у ребенка чувства вины за совершенные им действия способствуют формированию неправильной осанки. Неправильная осанка постепенно становится привычной и может закрепиться.
Нарушения осанки сами по себе не являются болезнью, но они создают условия для заболевания не только позвоночника, но и внутренних органов.
Для развития у ребенка нарушений опорно-двигательного аппарата, как правило, необходимо сочетание трех условий: предрасположенности, подверженности и наличия внешнесредовых провоцирующих факторов, поэтому первоочередная задача родителей – создание профилактического пространства в семье.
Наряду с мероприятиями по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата, большое значение имеет воспитание у детей и подростков активного отношения к формированию устойчивых навыков здоровьесберегающего поведения. Эта работа выполняется во взаимодействии медицинской, педагогической, психологической и внутрисемейной составляющих. При этом семье принадлежит приоритет в:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА У ДЕТЕЙ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
(рекомендации для родителей)
Неправильная осанка – это не только функциональное состояние или пагубная привычка, а анатомо-функциональное состояние опорнодвигательного аппарата организма. Одним из факторов риска является низкая силовая выносливость всех мышц, другим – значительная разница в показателях выносливости мышц спины и брюшного пресса. Определенное значение может иметь анатомическая несостоятельность костей стопы, так как ребенок, уставая, меняет опорную конечность и может стоять практически на одной ноге, разгружая другую. Тем самым меняется положение позвоночника и создается асимметрия мышц правой и левой половины тела.
Основным средством профилактики нарушений осанки является физическая культура, которая понимается в широком смысле и включает в себя общий режим, специальный статико-динамический режим, а также гимнастические упражнения. Общий и статико-динамический режимы должны быть обеспечены ребенку дома, а гимнастические упражнения необходимо выполнять, как в домашних условиях, так и в условиях учреждения образования или детской поликлиники под руководством и контролем квалифицированного методиста или врача лечебной физической культуры.
Тесная взаимосвязь нарушений осанки и нарушений остроты зрения позволяет объединить мероприятия по профилактике в единый комплекс.
Основные профилактические мероприятия
Постель ребенка должна быть жесткой, ровной, устойчивой, с невысокой плоской подушкой. Дети ни в коем случае не должны спать на мягком прогибающемся матраце. Желательно приучить спать ребенка на спине или на боку, но, не свернувшись «калачиком». Сон должен быть не менее 8-10 часов в хорошо проветренном помещении. После обеда ребенок должен лечь отдохнуть час-полтора, для того, чтобы дать отдых мышцам спины и освободить от нагрузки позвоночник.
Рабочее место (место для игр, занятий) ребенка в домашних условиях должно быть правильно организовано, хорошо освещено.
Основные требования, предъявляемые к мебели:
высота стола должна быть такой, чтобы расстояние от глаз сидящего ребенка до поверхности стола было около 30 см (если поставить руку на локоть, то средний палец должен быть на уровне наружного угла глаза);
высота стула должна быть такой, чтобы между бедром и голенью образовался угол 900;
обязательно иметь опору для спины и стоп, чтобы не вызывать дополнительного мышечного напряжения при занятиях в статическом положении.
Необходимо контролировать рабочую позу ребенка во время письма и чтения, обучения, занятий игровой деятельностью за столом, чередование видов деятельности, процесс приготовления домашних заданий, режим работы за компьютером, использование гаджетов, отдых ребенка.
Следует бороться с неправильными позами, такими, как:
косое положение плечевого пояса при письме;
левая рука свешена со стола;
косое положение таза;
ребенок сидит с ногой, подложенной под ягодицу;
ребенок стоит с опорой на одну и ту же ногу, согнув другую в колене.
Необходимо объяснить ребенку, почему нельзя носить портфель в одной и той же руке, а лучше купить вместо портфеля ранец или рюкзак. Обязательно контролировать вес портфеля (ранца, рюкзака).
Освободить ослабленного ребенка, имеющего нарушения осанки, от дополнительных занятий, связанных с длительным сидением или асимметричной статической позой.
Обеспечить в семье спокойную доброжелательную обстановку. Неприемлемы неадекватность и жесткость требований, угрозы, наказания, насмешки, особенно по отношению к детям с серьезными проблемами, которые нужно преодолеть.
Обеспечить активный отдых ребенка в свободное время с максимальным пребыванием на свежем воздухе.
Обеспечить регулярное, разнообразное, физиологически полноценное питание с обязательным присутствием в рационе продуктов, богатых белком (молоко и молочные продукты, мясо, рыба, яйца, орехи и др.), животных жиров и растительных масел, зерновых продуктов, меда, овощей, ягод и фруктов.
Исключить из рациона ребенка газированные напитки, ограничить сладости, шоколад и какао, употребление которых может явиться причиной дефицита кальция и хрома, нарушения фосфорно-кальциевого обмена.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПЛОСКОСТОПИЯ (рекомендации для родителей)
С точки зрения биомеханики стопа имеет функционально целесообразное анатомическое строение и выполняет ряд важных функций: опорную, двигательную, балансировочную. Уплощение свода стопы влияет на положение таза и позвоночника, поэтому плоскостопие, как правило, сопровождается развитием различных типов нарушения осанки. Плоскостопие – деформация стопы, проявляющаяся в снижении ее продольного или поперечного свода. По данным разных авторов, плоскостопие у детей составляет от 20 до 40%. В большинстве случаев эта деформация стопы является приобретенной, так как врожденная плоская стопа является следствием нарушения развития плода и встречается редко.
По анатомическому признаку плоскостопие делится на продольное и поперечное. Факторами развития плоскостопия являются избыточный вес, наследственно-конституциональная предрасположенность, слабость мышечно-связочного аппарата стоп, дисбаланс мышц голени, неправильно подобранная обувь и др.
В начальной стадии заболевания дети жалуются только на усталость в ногах, повышенную утомляемость после продолжительной ходьбы или статической нагрузки. Затем боль усиливается, появляется деформация стоп, удобную обувь становится подобрать все труднее, сильнее стаптывается внутренняя часть каблука, на которую приходится большая нагрузка, стопы отекают.
Наиболее тяжелым видом плоскостопия является плосковальгусная деформация, при которой опора происходит на внутренние свод с отделением переднего отдела стопы. При плосковагульсной стопе отклоняется пятка и передний отдел стоп кнаружи в виде буквы «Х», появляются болевые точки:
В целях профилактики плоскостопия необходимо выполнение комплекса мероприятий.
Предохранение детей от хронических, часто и длительно протекающих заболеваний, которые приводят к постельному режиму, а значит, и к ослаблению мышц туловища и конечностей, в том числе стоп. Необходимо правильно организовать режим ребенка с максимальным использованием факторов внешней среды (например, ходьба босиком по неровному грунту, в чередовании с ходьбой по траве, песку (в теплое время года), использование специальных «дорожек здоровья» с разной поверхностью (гладкая и выпуклая), закаливание стоп и др.).
Обучение детей рациональным навыкам ходьбы (правильное распределение площади опоры и центра тяжести).
Обеспечение обувью, отвечающей гигиеническим требованиям. Обувь для детей должна:
Для правильного функционирования сумочно-связочного аппарата стоп ребенку важно:
Ортопедическая обувь не исправляет деформацию, а улучшает статику ребенка и предотвращает возникновение неправильного фиксированного положения стопы.
Главное в профилактике плоскостопия – хорошо организованный двигательный режим с обязательной ежедневной утренней гимнастикой и закаливанием.
В домашних условиях можно периодически проводить курс профилактики в виде контрастных ножных ванн в течение двух недель. Для этого используются две емкости с горячей (40-450С) и холодной (20-220С) водой. Попеременно погружая на 10 секунд то в горячую, то в холодную воду в течение 10-15 минут, тренируются мышцы и сосуды нижних конечностей.
УПРАЖНЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ПРОДОЛЬНОГО И ПОПЕРЕЧНОГО ПЛОСКОСТОПИЯ В РАЗЛИЧНЫХ ИСХОДНЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ
Упражнения в ходьбе:
ходьба на носках;
ходьба на наружном своде стопы;
ходьба «гусиным шагом»;
ходьба на носках в полуприседе;
ходьба с поворотом стоп, пятками наружу, носками внутрь;
ходьба на носках с высоким подниманием бедра;
ходьба скользящим шагом со сгибанием пальцев;
ходьба по ребристой доске;
ходьба по гимнастической палке вдоль и поперек;
ходьба по наклонной плоскости на носках;
ходьба скрестным шагом на наружном крае стопы;
танцевальные шаги на носках и др.
Упражнения из исходного положения стоя:
приподнимание на носках на обеих ногах и попеременно на каждой ноге;
перекат с пятки на носок и обратно;
полуприсед и присед на носках;
полуприсед и присед, пятки врозь, носки вместе;
поднимание пяток, без отрыва от пола пальцев ног и др.
присед, стоя на гимнастической палке;
Упражнения из исходного положения сидя:
сед, ноги параллельно, приподнимание пяток вместе и попеременно;
сидя, тыльное сгибание стоп вместе и попеременно;
сидя, поднимание пятки одной ноги и носка другой;
сидя, захват пальцами ног мелких предметов и их перекладывание;
сед по-турецки;
захватывание пальцами матерчатого коврика;
перебрасывание (прокатывание) друг другу мячей ногами.
Упражнения из исходного положения:
лежа, оттягивание носков;
лежа, стопы на полу, разведение пяток в стороны и обратно;
лежа, ноги согнуты, бедра разведены, стопы касаются подошвами друг друга, отведение и приведение стоп в области пяток с упором на переднюю часть стопы;
лежа, круговое движение стоп;
лежа, скольжение стопой по голени другой ноги;
лежа на животе, отжимание от пола, ноги на носках;
лежа на спине, поднимание прямых ног, носки на себя;
лежа, плавание стилем «кроль».
Упражнения для занятий подбираются с учетом возрастных особенностей развития ребенка, содержания образовательной области «Физическая культура» учебной программы дошкольного образования, учебного предмета «Физическая культура и здоровье».
Кроме этого, полезно летом чаще ходить босиком по песку, воде, мелкому (крупному) гравию, кататься на велосипеде, зимой кататься на лыжах. Рекомендуются занятия плаванием, спортивными играми с мячом, лыжным спортом.
Необходимо уделять внимание закаливанию и общему двигательному режиму, воспитывать навыки правильной осанки и правильного положения стоп при ходьбе и статических нагрузках.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ПРИ ПЛОСКОСТОПИИ:
«Сборщик» – собрать пальцами ног носовой платок и перенести его с одного места на другое (можно использовать любые мелкие предметы, листы бумаги).
«Гусеница» – кто быстрее, сидя на гимнастической скамейке, пересечет контрольную линию стопами, подтягивая пятку к носку
«Художник» – сидя на стуле (гимнастической скамейке), захватить между первым и вторым пальцами ног карандаш и нарисовать на листе бумаги «картину»;
«Барабанщик» – сидя, постукивать пальцами стоп по полу.
«Эквилибрист» – сидя, прокатывать теннисный мяч вправо-влево и по кругу областью внутреннего продольного свода правой, затем левой стопы.
«Кораблик» – сидя, перекатывать теннисный мяч между сводами стоп, держа ноги на весу (кто дольше).
«Маляр» – сидя, поглаживать областью внутреннего продольного свода одной стопы по голени другой стопы и др.
Право на получение путевки в лагерь, стоимость которой удешевлена за счет государственных средств, имеют следующие категории детей в возрасте 6 – 18 лет:
Право на получение путевки в лагерь с круглосуточным пребыванием, приобретенной за счет государственных средств, имеют следующие категории детей в возрасте 6 – 18 лет:
Организация оздоровления детей в лагерях осуществляется Республиканским центром по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения (далее - Центр) во взаимодействии с республиканскими органами государственного управления, Федерацией профсоюзов Беларуси, местными исполнительными и распорядительными органами, а также организациями, содержащими на своем балансе лагеря.
Оздоровление детей организуется на территории республики в лагерях различных типов с круглосуточным и дневным пребыванием.
Лагеря с круглосуточным пребыванием детей организуются на базе стационарных оздоровительных, спортивно-оздоровительных лагерей, санаторно-курортных, оздоровительных и других организаций, используемых для этих целей, находящихся в собственности юридических лиц Республики Беларусь, а также передвижные (с использованием палаток).
На оздоровление детей в лагерях могут также привлекаться в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, финансовые средства (в том числе полученные в результате хозяйственной деятельности) организаций, содержащих на своем балансе лагеря, общественных организаций (объединений), физических лиц.
Дети имеют право на получение путевки с использованием государственных средств в лагерь с круглосуточным пребыванием не более одного раза в календарном году.
В лагерь с дневным пребыванием дети могут быть направлены в течение каждого каникулярного периода не более одного раза.
Не более двух раз в календарном году могут быть направлены в лагерь с круглосуточным пребыванием следующие категории детей:
Оздоровление детей в лагерях по профилям, направлениям деятельности (сроком не более 9 дней), а также в лагерях с дневным пребыванием в течение каждого каникулярного периода не исключает возможности их направления в течение года на оздоровление в лагеря с круглосуточным пребыванием и наоборот.
Путевки в лагеря с круглосуточным пребыванием детей выдаются:
Родительская плата за путевку в лагерь с круглосуточным пребыванием детей с использованием средств государственного социального страхования устанавливается в размере не менее 10 процентов от ее полной стоимости.
Родительская плата вносится в кассу организации по месту работы (службы) и затем перечисляется в лагерь.
Путевки в лагеря с круглосуточным пребыванием детей выдаются лицом, ответственным за хранение и выдачу путевок, на основании выписки из протокола комиссии о выделении путевки по предъявлении квитанции об оплате частичной стоимости путевки.
Путевки в спортивно-оздоровительный лагерь выдаются на основании решения тренерско-педагогического совета специализированных учебно-спортивных учреждений и средних школ - училищ олимпийского резерва. О выдаче путевки в лагерь с круглосуточным пребыванием уведомляются комиссии по месту работы (службы) родителей.
Выдаваемые путевки должны быть предварительно заполнены (фамилия, имя, отчество ребенка, получающего путевку, место работы родителей, должность), подписаны руководителем организации, выдавшей путевку, и скреплены печатью этой организации.
Для выделения путевки в лагерь с круглосуточным пребыванием родители (лица, их заменяющие) подают письменное заявление с приложением:
Представление дополнительных документов при обращении за получением путевки требуется:
Для зачисления ребенка в лагерь с дневным пребыванием родители (лица, их заменяющие) подают письменное заявление соответственно в учреждение образования по месту учебы ребенка, специализированное учебно-спортивное учреждение, среднюю школу - училище олимпийского резерва. Принимаются дети в лагерь с дневным пребыванием на основании приказа руководителя указанных учреждений.
ГУО «Молодечненская санаторная школа-интернат» – учреждение с богатым многолетним опытом применения самых новейших методов и средств исправления деформации позвоночника различной степени тяжести.
Оздоровление детей в лагерях с использованием государственных средств организуется в каникулярные периоды.
Дети имеют право на получение путевки с использованием государственных средств в лагерь с круглосуточным пребыванием не более одного раза в календарном году.
В лагерь с дневным пребыванием дети могут быть направлены в течение каждого каникулярного периода не более одного раза.
Не более двух раз в календарном году могут быть направлены в лагерь с круглосуточным пребыванием следующие категории детей:
Оздоровление детей в лагерях по профилям, направлениям деятельности (сроком не более 9 дней), а также в лагерях с дневным пребыванием в течение каждого каникулярного периода не исключает возможности их направления в течение года на оздоровление в лагеря с круглосуточным пребыванием и наоборот.
Дети, пострадавшие от катастрофы на Чернобыльской АЭС, направляются на оздоровление в лагеря с круглосуточным пребыванием в соответствии с законодательством.
Путевки в лагеря с круглосуточным пребыванием выдаются:
Путевки в спортивно-оздоровительные лагеря с круглосуточным пребыванием выдаются организациями, создающими (организующими) спортивно-оздоровительные лагеря для спортсменов-учащихся, проходящих спортивную подготовку в специализированных учебно-спортивных учреждениях, учащихся, обучающихся в средних школах - училищах олимпийского резерва, спортсменов, проходящих спортивную подготовку в иных организациях, осуществляющих спортивную подготовку спортивного резерва и (или) спортсменов высокого класса.
Путевки в лагеря с круглосуточным пребыванием выдаются лицом, ответственным за хранение и выдачу путевок, на основании выписки из протокола заседания комиссии (копии протокола) о выделении путевки при предъявлении квитанции об оплате частичной стоимости путевки.
Путевки в спортивно-оздоровительные лагеря выдаются на основании решения тренерского совета специализированных учебно-спортивных учреждений, детско-юношеских спортивных школ (специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва), включенных в структуру клубов по виду (видам) спорта в виде обособленных структурных подразделений, средних школ - училищ олимпийского резерва, решений иных организаций, осуществляющих спортивную подготовку спортивного резерва и (или) спортсменов высокого класса, согласованных с государственными органами, осуществляющими государственное регулирование и управление в сфере физической культуры и спорта. О выдаче путевки в спортивно-оздоровительный лагерь с круглосуточным пребыванием уведомляются комиссии по месту работы, службы, учебы родителей (лиц, их заменяющих).
Выдаваемые путевки должны быть предварительно заполнены (фамилия, имя, отчество ребенка, получающего путевку, место работы родителей, должность), подписаны руководителем организации, выдавшей путевку, и скреплены печатью этой организации. Путевка выдается на указанный в ней срок оздоровления и не подлежит разделению по срокам и количеству мест.
Исправления в бланке путевки должны быть также заверены подписью руководителя организации, выдавшей путевку, и печатью этой организации.
Для выделения путевки в лагерь с круглосуточным пребыванием родители (лица, их заменяющие) подают письменное заявление в организации, указанные в пункте 12 настоящего Положения, с приложением:
В исключительных случаях вместо заявления родителей (лиц, их заменяющих) может быть представлено ходатайство о выделении путевки комиссии по делам несовершеннолетних при исполнительных и распорядительных органах, учреждения образования, специализированного учебно-спортивного учреждения, средней школы - училища олимпийского резерва, иных организаций, осуществляющих спортивную подготовку спортивного резерва и (или) спортсменов высокого класса.
При обращении за получением путевки дополнительно представляются следующие документы:
Копии необходимых документов могут удостоверяться в установленном порядке или выдающей путевку организацией, указанной в частях первой или второй пункта 12 настоящего Положения.
Для зачисления ребенка в лагерь с дневным пребыванием родители (лица, их заменяющие) подают письменное заявление в учреждение образования по месту учебы ребенка, специализированное учебно-спортивное учреждение, среднюю школу - училище олимпийского резерва, иные организации, осуществляющие спортивную подготовку спортивного резерва и (или) спортсменов высокого класса. Принимаются дети в лагерь с дневным пребыванием на основании приказов руководителей указанных учреждений, организаций.
Для зачисления детей в лагеря труда и отдыха родители (лица, их заменяющие) подают заявление с приложением документов, предусмотренных в пункте 13 или 14 настоящего Положения, а также дополнительно представляют:
Документы, указанные в абзацах втором и третьем части первой настоящего пункта, прилагаются к выданной путевке в лагерь труда и отдыха и представляются руководителю лагеря. Копии этих документов хранятся по месту выдачи путевки.
Путевки в лагеря и расходные документы по ним, квитанции о внесении платы (о выдаче бесплатной путевки указывается в протоколе заседания комиссии), журналы учета путевок и другие документы, необходимые для получения и выдачи путевок, хранятся в комиссии в порядке, установленном для хранения финансовых документов.
Документы по учету, хранению и реализации путевок в лагерь, формы отчетности, сроки и порядок их представления утверждаются директором Республиканского центра по согласованию с заинтересованными республиканскими органами государственного управления.
Лагерь труда и отдыха
Традиционно на базе нашей школы каждое лето функционирует лагерь труда и отдыха «Юность» для подростков 14-16 лет с дневным пребыванием. Ребятам предложено 3-х разовое питание.
«Работа должна приносить удовольствие». Мы считаем, что данное высказывание идеально подчеркивает идею нашего лагеря труда и отдыха. Ведь в настоящее время так важно воспитывать трудолюбивых и активных ребят, стремящихся к саморазвитию и самосовершенствованию.
Для подростка пребывание в трудовом лагере является возможностью не только впервые попробовать себя в качестве настоящего работника и заработать первые деньги, но и просто прекрасно провести свободное время. Здесь ребята приобретают трудовые навыки через привлечение к трудовой деятельности, улучшают общее состояние здоровья. Такой лагерь дает возможность не только пообщаться со сверстниками, но и заработать карманные деньги на лето. В свободное время ребята отдыхают и весело проводят время.
День родного края
Этот день мы посвятили своему городу. Он прошел под девизом: «Посмотри как он пригож, край родной, где ты живешь»!
Трудовая акция называлась «Квитней, любимая школа!» После трудовой акции мы участвовали в интеллектуальной викторине «Я вырос здесь - и край мне этот дорог». Отвечали на вопросы по истории Беларуси и складывали картины из пазлов «Достопримечательности родного края». Мы с гордостью заявляем: «Мы любим свою Родину! И гордимся ею!»
Сегодня? 13.06.2022 ребята из отряда "Юность" работали в библиотеке с документацией. Готовили кабинеты к проведению централизованного тестирования: расставляли мебель, клеили плакаты, списки, номера вариантов и т.д.
С НАМИ КАНИКУЛЫ СТАНУТ ЯРЧЕ!
СТАРТ ЛЕТНЕЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ
3 июня 2022 года воспитанники оздоровительного лагеря побывали на районном празднике, посвященном старту летней оздоровительной кампании 2022 года. Были организованы для детей фотозоны, выставка творческих работ. Ребята посетили интерактивные площадки.
Каждый отряд озвучил речевку, рекламирующую лагерь.
Речевка нашего лагеря:
Звезды в ладонях, звезда на груди.
Гордая юность всегда впереди!
Мероприятие было интересным, познавательным, полезным.
ОТКРЫТИЕ СМЕНЫ
Школьный лагерь – это одна из наиболее востребованных форм летнего отдыха детей школьного возраста. Лагерь выполняет очень важную миссию оздоровления и воспитания, а также занятости школьников в летний период. Каждый прожитый день, должен быть по-своему незабываем, насыщен различными событиями, открытиями, обогащен новыми впечатлениями.
6 июня 2022 года в оздоровительном лагере прошло открытие смены. Каждый отряд подготовил номер. Сценарий открытия лагерной смены был очень интересный и веселый. Использовались различные виды деятельности: песни, танцы, чтение стихотворений. Детям было весело, задорно и интересно.
КОНКУРС ЧТЕЦОВ "СПАСИБО ЗА ПОБЕДУ!" (07.06)
КОНКУРС ОТРЯДНЫХ УГОЛКОВ
КОНКУРС РИСУНКОВ "МОЙ ЗНАК БЕЗОПАСНОСТИ"
КОНКУРС ПЛАКАТОВ "ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА РОДИНУ" (08.06)
ЭКСКУРСИЯ В КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ (08.06)
8 июня 2022 года ребята посетили краеведческий музей.
Краеведческий музей – это такой музей, в котором можно узнать о жизни наших далеких предков, которые проживали именно в нашем регионе. Именно в таких краеведческих музеях находится душа определенной местности, хранит в себе историю предков. В таких музеях выставляются экспонаты, рассказывающие о жизни людей, живших в данном районе, предметы личного обихода, одежда и домашняя утварь. Посетив краеведческий музей, мы открыли для себя историю родной местности совершенно с другой стороны! От посещения краеведческого музея у нас остались только самые лучшие воспоминания, и мы еще долго находились под впечатлением. Экскурсия в музей очень полезна для учеников, разыгрывается воображение, когда пытаешься додумать пробелы в истории, добавляя свои «кирпичики» в цепочку исторических событий.
Если вы хотите познакомиться с историей своего родного края и узнать о своей малой родине что-то интересное, вам надо обязательно пойти на экскурсию в краеведческий музей.
СПОРТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ (09.06)
ЦИРКОВОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ (09.06)
9 июня 2022 года в оздоровительном лагере состоялось цирковое представление.
Зал был полностью заполнен. Было очень много детей. Некоторые пришли целыми отрядами.
Представление началось с выступления фокусника. Затем было выступление гимнастки. Она показывала чему можно научиться, если долго тренироваться.
Зрители не жалели аплодисментов, когда трюки им нравились. И ахали, когда казалось, что ситуация очень опасна.
Через час представление закончилось, зрители уходили с улыбкой.
ВОЗЛОЖЕНИЕ ВЕНКОВ К ПАМЯТНИКУ В.И. КОЗЛОВА
10 июня 2022 года в рамках «Звездного похода «Время выбрало нас!» состоялось возложение венков к памятнику В.И. Козлова.
ЭКСКУРСИЯ В БИБЛИОТЕКУ (10.06)
наш оздоровительный лагерь плодотворно сотрудничаЕт с детской библиотекой. Это способствует пробуждению интереса детей к чтению, познанию нового, самосовершенствованию.
Экскурсия в библиотеку стала не просто знакомством ребят с правилами, по которым живёт «книжкин дом», Но и средством приобщения к регулярному чтению книг, раскрытию собственных интересов и предпочтений.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА "С ПРИРОДОЙ НА ТЫ"
ЗА КЛАДОМ К ПИРАТУ (10.06)
ВЕЛОДВИЖЕНИЕ (13.06)
ДЕНЬ ИНДЕЙЦА (15.06)
Развитие внимательности, находчивости, чувства ответственности за общее дело, коммуникативные способности детей, умение играть в команде. Все это было актуально сегодня, 15 июня, в нашем лагере. УРА! День индейца!!!
Лазертаг (15.06)
Все большую популярность сегодня приобретают различные виды активного отдыха в виде военизированных игр. Одной из них является лазертаг – игра, основанная на использовании оружия, стреляющего лазерным лучом.
Лазертаг (от англ. lasertag) или кузар, квазар, кьюзар, лазер так — это увлекательные лазерные бои, проходящие между двумя командами. Лазертаг — это захватывающая, зрелищная и динамичная игра для детей.
15 июня 2022 года в оздоровительном лагере состоялась такая игра.
ТУР по городу «Геройская улица» (фото улицы и рассказ о герое ВОВ, чьё имя носит улица)
Квест -игра "Без дыма и огня"
КОНКУРС "ПОВАРА"
21 июня воспитанники оздоровительного лагеря «Звездный» показывали все на что способны в сфере кулинарии. Ребята должны были приготовить пиццу максимально вкусно и быстро. Их умение вкусно готовить обязательно пригодилось в игре и обычное приготовление пиццы превратилось в очень интересное состязание.
ДЕНЬ ПАМЯТИ И СКОРБИ (22.06)
Помните! Через века, через года, - помните!
О тех, кто уже не придет никогда, - помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!
22 июня 1941 года – одна из самых скорбных дат. Это день начала Великой Отечественной войны. В этот день мы вспоминаем всех погибших в боях, замученных в фашистских лагерях, умерших от голода и лишений. Мы скорбим по всем, кто погиб, выполняя свой долг, защищая нашу Родину от врага. В этот день во всех городах с болью вспоминают эту страшную войну. Люди зажигают свечи памяти по погибшим, возлагают цветы к памятникам и мемориалам, объявляют минуты молчания.
22 июня в школьном оздоровительном лагере «Звездный» ГУО «Средняя школа №11 г. Солигорска» прошел День памяти и скорби, посвященный началу Великой Отечественной войны. С воспитанниками были проведены следующие мероприятия: посещение Солигорского краеведческого музея «Это наша память»; квест-игра «Поколение героев не забудем никогда!», где минутой молчания собравшиеся почтили память погибших; просмотр фильма «Тимур и его команда», с последующим обсуждением фильма «Кто такие тимуровцы?»; посещение музея В.И. Козлова; тур по городу «Геройская улица» (фото улицы и рассказ о герое, чьё имя носит улица); конкурс стихов «Овеянные славою флаг наш и гимн»; творческая мастерская «Фронтовое письмо»; конкурс плакатов «Они сражались за Родину!»;конкурс поделок-венков «Спасибо за Победу!»; конкурс патриотической песни «Любимые песни героев!»; конкурс чтецов «Ваш подвиг не забудем никогда!».
Прошедшие мероприятия способствовали формированию патриотизма и активной гражданской позиции воспитанников, сплочению коллективов, помогли выявить лидерские качества ребят.
В Минской области функционируют 3 санаторных школы-интерната:
Приоритетные направления работы школ-интернатов:
Создание условий для укрепления здоровья и формирование навыков здорового образа жизни у обучающихся путем использования активных методов обучения и воспитания. Формирование творческой, инициативной личности обучающего, адаптированной к жизни в высокотехнологичном, конкурентном обществе путем формирования устойчивы мировоззренческих взглядов, экономического сознания, предприимчивости и деловитости.
С целью повышения конкурентоспособности учреждения образования продолжить работу по внедрению в оздоровительно-образовательный процесс информационных, здоровьесберегащих технологий.
4-9 классы — хронический гастрит (гастродуоденит), хроническое заболевание желчевыводящих путей, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, вегето-сосудистая дистония, прирожденные пороки сердца, кардиопатия, эндемический зоб 1 А-2 степени
Адрес: Республика Беларусь, Минская область, г. Узда, ул. Первомайская, 63, инд. 223411
Контактная информация: тел. 8-01718-65253, 8-01718-65674
E-mail: uzda_sschi@minsk-region.edu.by
Официальный сайт: http://uzda_sschi.minsk-region.edu.by
2. ГУО «Молодечненская санаторная школа-интернат для детей с заболеваниями костно-мышечной системы и соединительной ткани»
2-9 классы — сколиоз 1-3 степени с приметами прогрессирования.
Адрес: 222310, Республика Беларусь, Минская область, г. Молодечно, ул. Волынца, 1 «А»
Телефоны:(8-0176) 53-66-82 — директор
53-24-94 — приёмная, факс
Официальный сайт: https://san-school.by/
Перечень показаний к приему в санаторную школу-интернат:
Перечень необходимых документов и вещей при поступлении в санаторную школу-интернат: