Прием учащихся в 1 классы

 


Микрорайон школы, закрепленный за школой на 2023/2024 учебный год для осуществления учета детей, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования: 

На основании решения Солигорского районного исполнительного комитета от 24 января  2023 года №69 «О закреплении за учреждениями общего среднего образования жилых домов» следующие жилые дома закреплены за ГУО «Средняя школа №11 г. Солигорска»:

  • ул. К. Заслонова,  65, 67, 69, 71, 73, 75, 79, 81, 83, 85, 89, 93, 95, 97
  • ул. Молодежная, д.17, 19, 21, 23, 25, 29, 31, 33
  • ул. Богомолова, д. 15, 17б, 19
  • б. Шахтеров, д. 5, 7, 11, 28


НЕОБХОДИМЫЕ ДОКУМЕНТЫ:

  • Заявление на имя директора школы одного из законных представителей ребенка
  • Медицинская справка с заключением о допуске к обучению с 6 лет;
  • Свидетельство о рождении ребёнка

                * Паспорт одного из законных представителей ребенка


 

С какого возраста можно отдавать ребенка в школу

Статья 151 Кодекса Республики Беларусь об образовании предусматривает, что в 1-й класс школ и гимназий принимаются дети, которым на начало учебного года (речь идет про 1 сентября 2024 года) исполнилось 6 лет либо по желанию одного из законных представителей несовершеннолетнего лица с более позднего возраста.

По заявлению родителей при наличии решения педагогического совета допускается зачисление в 1-й класс ребенка, которому 6 лет исполняется в текущем календарном году.

Сроки приема документов для поступления в 1-й класс

Прием документов в учреждениях общего среднего образования осуществляется в соответствии с утвержденным графиком. Как отмечают в Министерстве образования, зачисление в 1-й класс в 2024 году будет проходить в традиционном формате. Существенных нововведений не планируется. 

За каждым учреждением образования закрепляется жилой микрорайон. В первую очередь в 1-й класс школы/гимназии зачисляются ребятишки, которые зарегистрированы и проживают на данной территории. Их родители могут подать документы в закрепленное учреждение образование с 12 июня по 15 августа 2024 года.

Если же родители хотели бы определить своего сына или дочь в учебное заведение не по адресу проживания, то придется пройти чуть более сложную процедуру зачисления. С 12 июня по 15 августа нужно записаться на личный прием к руководителю школы и подать заявление для приема ребенка на свободные места. Если они будут, то рассмотрение заявлений и зачисление в 1-й класс на свободные места пройдет с 16 по 28 августа. Причем принимать в первоклассники будут в той очередности, в какой зарегистрированы заявления от желающих.

Нюансы учебного процесса первоклассников

Первоклашки, как и другие учащиеся начальной школы, посещают занятия 5 дней в неделю. В течение сентября самые юные школьники изучают «Введение в школьную жизнь». Первый месяц учебного года у первоклассников нет занятий по математике, чтению, письму.

Учитель это время посвящает целевым прогулкам и экскурсиям, проводит уроки физкультуры и развивающие игры, знакомит ребятишек с правилами поведения в коллективе. Педагог изучает насколько каждый из учеников готов к обучению в школе, помогает первоклассникам усвоить правила поведения на уроках, учит организовывать учебную деятельность и понимать суть вопросов, с которыми обращается к ним учитель. Одним словом, первый месяц плавно вводит новоиспеченных школяров в ритм школьной жизни. 

А уже с октября согласно учебному плану в расписании появляются уроки по предметам учебного плана. Родителям стоит знать, что:

  • учебники и дидактические пособия первоклассникам рекомендуют оставлять в школе;
  • в середине третьей четверти у самых юных школьников предусмотрены дополнительные каникулы аж целых 7 дней;
  • урок у первоклашек длится всего лишь 35 минут, но обязательно с 2 физкультминутками – по 1,5-2 минуты каждая;
  • перемены между уроками для учащихся 1-го класса длятся не менее 10 минут;
  • домашнее задание самым маленьким школярам не задают.

Как оценивают учебную деятельность первоклашек

Белорусское законодательство запрещает оценивать работу учащихся 1-го класса, где в большинстве своем учатся дети 6 лет, баллами, а также использовать вместо цифровой отметки звездочки, солнышки, цветочки и иные символы. Допускается лишь словесная оценка, типа «хорошо», «молодец». Также не рекомендуют в случае неверного ответа первоклассника использовать слова: «Неверно», «Не старался», «Не думал». Педагогам и родителям советуют употреблять фразы «давай послушаем других», «это твое мнение», «ты так думаешь» и т. д.

Кроме того, запрещено давать оценку темпу работы школьника, личностным качества учащихся 1-го класса, особенностям памяти, внимания и восприятия материала. Табу наложено и на проверку техники чтения «на скорость» с применением секундомера (как когда-то проверяли навыки чтения у людей среднего и старшего поколения)

Правомерно ли проведение в школах тестирования детей, поступающих в первый класс?

Прием детей в учреждения общего среднего образования осуществляется без вступительных испытаний.

Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к школьной жизни?

Успехи шестилетнего ребенка в школе во многом определяются его готовностью к ней, а также, и это важнее всего, отношением родителей и учителя к новой деятельности в жизни ребенка.

Прежде всего важно, чтобы он пошел в школу физически развитым, здоровым. Для успешного обучения школьников необходимо учитывать особенности их адаптации (привыкания, приспособления) к школьной жизни.

Первый год обучения особенно трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он привыкает к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья.

Наблюдения показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (примерно 50-60%) привыкают в течение 2-3-х месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает своих одноклассников, приобретает друзей. У таких детей преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, способность добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя.

Другим детям (около 30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, плачут, жалуются). У этих детей возникают трудности и в усвоении школьных программ.

И, наконец, в каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети отличаются устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, мешают проводить учебные занятия и пр.

Наиболее напряженными для всех детей являются первые четыре недели обучения. Очень важны в это время внимание и поддержка со стороны родителей и учителей.Необходимо быть сдержанными, спокойными, поддерживать достоинства детей, радоваться их успехам, стараться помочь наладить отношения со сверстниками. Если учитель, родители не будут учитывать трудности адаптационного периода, это может привести к нервному срыву ребенка и нарушению его психического здоровья. Помните об этом.

Чем заниматься с ребенком, чтобы он оказался готовым к школе?

Во-первых, надо помнить, что готовность к школе - это сложный комплекс определенных психофизиологических состояний, умений, навыков и здоровья ребенка. Искусственно форсировать эту готовность нельзя. Однако необходимо и можно помогать ребенку подготовиться к школьной жизни.

В настоящее время 92% детей пятилетнего возраста готовятся к школьной жизни в учреждениях дошкольного образования. Их деятельность в учреждении дошкольного образования регламентируется государственной программой «Пралеска». Те, кто не посещает учреждения дошкольного образования, в обязательном порядке должны пройти эту подготовку, чтобы иметь одинаковые стартовые возможности, через разные формы организации работы в учреждении дошкольного образования, школе.

Необходимо иметь в виду, что ребенку, не посещавшему детский сад, бывает трудно смириться с тем, что в школе он не самый главный, не единственный, а такой же, как и все остальные дети. Он должен сидеть на учебном занятии и не мешать другим, он вынужден подчиняться общей дисциплине, постоянно соотносить свои желания и интересы с желаниями и интересами учителей и одноклассников. Необходимо постараться устроить так, чтобы он еще до школы чаще общался со сверстниками.

Первокласснику приходится самому себя обслуживать. Поэтому о навыках самообслуживания следует позаботиться особо. Очень важно, чтобы ребенок к моменту поступления в школу обладал известной долей самостоятельности: умел завязывать шнурки, застегивать пуговицы, сложить портфель, содержать в порядке свою комнату, место для занятий, игрушки, одежду, обувь. Не следует делать это за детей, не нужно освобождать их от трудовых усилий. Нельзя нарушать один из важных принципов воспитания: не делать за детей то, что они в состоянии сделать сами. Это очень важная составляющая готовности к школе.

Важно, чтобы ребенок развивал в себе волевые качества. Для этого его нужно приучать любое начатое им дело доделывать до конца. В первую очередь надо позаботиться о его здоровье. Плавание, прогулки, велосипед – это занятия, способствующие будущему успешному вступлению в школьную жизнь.

Самый важный способ развития (относящийся и к речи, и к вниманию, и к общению, и к памяти, и к воображению, и еще ко многому другому) – чтение ребенку книги. Читайте детям книги. В этом возрасте хорошо читать малышам волшебные сказки разных народов. Чтение нельзя подменить телевизором. Об этом надо родителям помнить всегда. Нужно читать (или рассказывать) детям сказки не менее получаса в день. Поощряйте все занятия, которые заставляют работать фантазию, воображение, самостоятельную смекалку: рисование, лепку, конструирование.

И все-таки. Обязательно ли ребенок должен уметь читать, писать, считать до школы?

Многие родители ограничиваются тем, что пытаются научить ребенка чтению, письму и счету. Следует помнить, что пятилетний малыш не может еще серьезно заниматься, и совершенно недопустимо, чтобы подобные «уроки» сопровождались скандалами, криками и слезами. Подготовленный таким образом ребенок первое время действительно хорошо успевает, но постепенно «домашний запас» кончается, учиться становится все труднее. Он не умеет быть внимательным в течение всего учебного занятия, не радуется собственным успехам, в школу ходит без всякого удовольствия.

Может лучше совсем не готовить ребенка к школе? Придет время, там всему и обучится? Педагоги и психологи считают, что готовить обязательно надо. Только без принуждения и наказаний. Сейчас многие дети умеют читать, писать и считать еще в дошкольном возрасте. Если ребенок с интересом и в игровой форме осваивает эти хитрые премудрости, не стоит ему мешать. Но если ребенок наотрез отказывается, то не заставляйте его насильно это делать, ибо тем самым вы можете навсегда отбить охоту учиться.

Обучение чтению, письму, счету – это основная задача начальной школы. Учитель сделает это грамотнее и профессиональнее, чем родители. Хотя считать в пределах десяти дошкольник должен, так как это входит в программу детского сада. Конечно же, ребенок, с которым занимаются родители еще до школы, не будет испытывать серьезных проблем в первом классе. Поэтому, если вы обучите малыша чтению, то облегчите его будущую учебу. Главное только – не принуждать ребенка, а приучать его к чтению с помощью различных развивающих игр и занятий.

При обучении письму учитель сталкивается часто с проблемой недостаточного развития мелких мышц руки. Для развития кисти малышам рекомендуется рисовать, раскрашивать рисунки, выполнять их точками и штриховыми линиями, рисовать по образцу, обводить шаблоны, строить фигуры при помощи лекал, лепить из пластилина. Чем тверже, увереннее будет рука у ребенка, тем легче он освоит письмо букв.

Нужна ли школьная форма первоклассникам?

Да. Но сегодня мы говорим не о школьной форме, а об одежде делового стиля: строгой, аккуратной, удобной, красивой, чтобы нравилась тому, кто ее будет носить. Родителям необходимо поинтересоваться, какая одежда делового стиля принята для ношения учащимися в данной конкретной школе. После учебных занятий, если ученик остается в группе продленного дня, то следует приготовить одежду для того, чтобы он смог переодеться.

Письмо Министерства образования Республики Беларусь от 24.02.2023 № 02-01-14/2404/дс "Об организации приема в I классы учреждений общего среднего образования"

Перечень необходимых принадлежностей первоклассника

1.  Школьная форма

2.  Сменная обувь

3.  Спортивная форма

4.  Спортивная обувь

5.  Школьный ранец (портфель или рюкзак)

6.  Тетради: в косую линейку – 3-5 шт., в крупную клетку – 3-5 шт., в мелкую клетку – 3-5 шт.

7.  Обложки для тетрадей - 4-6 шт.

8.  Пенал (1 отдел, простой)

9.  Ручка шариковая – 2 шт. (простая, ребристая)

10. Простой карандаш – 2 шт. (ребристый ТМ)

11. Линейка 20 см (желательно деревянная, чтобы был 0)

12. Точилка с контейнером

13. Ластик

14. Цветные карандаши (от 12 цветов)

15. Фломастеры

16. Блок для рисования

17. Гуашь (больше 6), краски акварельные

18. Кисточки для рисования разных размеров

19. Стакан-непроливайка

20.  Клей-карандаш

21.  Ножницы с тупыми концами в чехле

22.  Пластилин. Стеки. Дощечка для пластилина

23.  Палочки для счёта

24.  Веер цифр

25.  Раскраски 

26.  Бейдж

 

Все предметы должны быть подписаны

 

свернуть

Советы заботливым родителям

Когда начинать готовить ребенка к школе? Как лучше это делать? Чему и как учить? Единого для всех рецепта нет, да и быть не может: с одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учить «по минуточкам» сидеть и внимательно работать. Одно ясно — готовить ребенка к школе нужно; и все, чему вы научите ребенка сейчас, а главное — чему он научится сам, поможет ему быть успешным в школе.

Для Вас, заботливые родители, эти советы по подготовке ребенка к школе.

1) Организуйте распорядок дня:

  • стабильный режим дня;
  • полноценный сон;
  • прогулки на воздухе.

2) Формируйте у ребенка умение общаться.

  • Обратите внимание на то, умеет ли ваш ребенок вступать в контакт с новым взрослым, с другими детьми,   умеет ли он взаимодействовать, сотрудничать.

3) Уделите особое внимание  развитию произвольности.

  • Учите ребенка управлять своими желаниями, эмоциями, поступками. Он должен уметь подчиняться правилам поведения, выполнять действия по образцу.

4) Ежедневно занимайтесь интеллектуальным развитием  ребенка.

  • Во время прогулок наблюдайте изменения в природе. Обращайте внимание  на различные явления природы (дождь, снег, радуга, листопад, туман, ветер, тучи, буря, рассвет, закат).
  • Выучите  названия времен года. Тренируйте умение определять время года на улице и картинках.
  • Используя  лото и книги,  учите с ребенком названия:  диких и домашних животных, птиц, полевых и садовых цветов, деревьев, предметов посуды, предметов мебели, одежды, головных  уборов, видов  обуви, игрушек, школьных принадлежностей, частей тела, названия  городов,  названия  любимых сказок и их героев.

5) Развивайте связную речь детей.

  • Составляйте рассказы по картинкам.
  • Учите пересказывать сказки, содержание мультфильмов.
  • Следите за правильным произношением и дикцией детей. Проговаривайте скороговорки.
  • Можно заниматься с ребенком звуковым анализом  простых слов (дом, лес, шар, суп). Научите находить слова имеющие, например, звук [л].
  • Знакомьте ребенка с буквами и их печатным изображением, а также звуком, обозначающим конкретную букву.

6) Знакомьте детей с некоторыми элементарными математическими понятиями.

  • Научите ребенка различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивать и различать предметы по величине (больший, меньший) и цвету.
  • Научите ребенка считать до 10 и обратно, сравнивать количество предметов (больше, меньше, столько же). Познакомьте с изображением цифр (не надо учить их писать, только знать).
  • Научите определять положение предметов на плоскости. Знать слова, обозначающие местоположение и правильно понимать их значение: впереди, сзади, справа, слева, сверху, над, под, за, перед.
  • Развивайте мелкую моторику руки  ребёнка.

Этому способствуют:

  • рисование, штриховка, раскрашивание (небольших поверхностей), вырезание,
  • нанизывание бусинок, пуговиц,
  • лепка,
  • определение вслепую формы предметов (сначала  простых),
  • игры с мелкими предметами (мозаика, пазлы).

Внимание! При выполнении любых письменных заданий  следите за правильным положением ручки (карандаша), тетради, позой ребёнка.

Рука не должна быть сильно напряжена, а пальцы — чуть расслаблены.

  • Копируйте фигуры. Это задание способствует развитию координации,  умению правильно воспринимать фигуры, расположенные на плоскости листа, различать прямые, кривые, наклонные линии,  соблюдать соотношение штрихов и положения фигур между собой.
  • Внимание! При выполнении графических заданий важны не быстрота, не количество сделанного, а точность выполнения даже самых  простых упражнений.
  • Не переходите к следующим заданиям, если не освоено предыдущее (линии должны быть  четкими, ровными, уверенными).
  • Продолжительность работы — 3-5 минут, затем отдых, переключение и, если не надоело, еще 3-5 минут работы.

На этапе подготовки:

  • Избегайте чрезмерных требований!
  • Предоставляйте  право на ошибку!
  • Не думайте за ребёнка!
  • Не перегружайте ребёнка!
  • Не пропустите первые трудности и обратитесь к узким специалистам!
  • Устраивайте ребенку маленькие праздники!
свернуть