Профилактика суицидального поведения

Полезную информацию Вы найдете на странице нашего сайта 

https://sch11.edus.by/жизнь-учреждения/профилактика/профилактика-суицидального-поведения

Памятка для законных представителей несовершеннолетних

 «Маркеры суицидального состояния» 

Уважаемые родители! Тема, которую мы затронем, очень непростая. Но, к сожалению, в последние годы наблюдается тенденция к увеличению количества суицидальных попыток среди несовершеннолетних и у нас в Беларуси, и во всем мире. Поэтому этот вопрос замалчивать нельзя. Нам, взрослым, следует помнить, что суицид – слишком противоестественный и кардинальный шаг, поэтому решение на его совершение вызревает не мгновенно. Этому, как правило, предшествует довольно продолжительный период переживаний, борьбы мотивов и поиска выхода из создавшейся ситуации. Поэтому очень важно уметь вовремя распознать те симптомы, которые свидетельствуют о наличии у несовершеннолетнего кризисного состояния.

Выделяются поведенческие и словесные маркеры суицидального риска

Поведенческие маркеры (внешне фиксируемые признаки поведения):

  • Тоскливое выражение лица.
  • Склонность к нытью, капризность, эгоцентрическая направленность на свои страдания, слезливость.
  • Скука, грусть, уныние, угнетенность, мрачная угрюмость, злобность, раздражительность, ворчливость.
  • Брюзжание, неприязненное, враждебное отношение к окружающим, чувство ненависти к благополучию окружающих.
  • Повышенная подвижность мышц лица, часто неестественная мимика, или, наоборот, отсутствие мимических реакций.
  • Тихий монотонный голос, замедленная речь, краткость или отсутствие ответов.
  • Ускоренная экспрессивная речь, патетические интонации, причитания.
  • Общая двигательная заторможенность или бездеятельность (все время лежит на диване), либо наоборот двигательное возбуждение.
  • Склонность к неоправданно рискованным поступкам.
  • Чувство физического недовольства, безразличное отношение к себе, окружающим, «бесчувственность».
  • Тревога беспредметная (не могу сказать, по поводу чего тревожусь), тревога предметная (знаю и говорю, по поводу чего тревожусь).
  • Ожидание непоправимой беды, страх.
  • Постоянная тоска, взрывы отчаяния, безысходности, усиление мрачного настроения, когда вокруг много радостных событий.
  • Пессимистическая оценка своего прошлого, избирательное воспоминание неприятных событий прошлого.
  • Пессимистическая оценка своего нынешнего состояния, отсутствие перспектив в будущем.
  • Активное взаимодействие с окружающими (стремление к контакту, поиски сочувствия, обращение за помощью к психологу) либо нелюдимость, избегание контактов с окружающими.
  • Обращайте внимание на физиологические проблемы: расширение зрачков, сухость во рту («симптомы сухого языка»), тахикардия (учащенное сердцебиение), повышенное давление, ощущение стесненного дыхания, нехватки воздуха, комка в горле, головные боли, бессонница или повышенная сонливость, чувство физической тяжести, душевной боли в груди, в других частях тела (голове, животе), запоры, нарушение менструального цикла (задержка).

Словесные маркеры (высказывания подростка):

  • Прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях: «Хочу умереть!», «Ты меня больше не увидишь!», «Я этого не вынесу!», «Скоро все это закончится».
  • Шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни («Никто из жизни еще живым не уходил!»).
  • Уверения в своей беспомощности и зависимости от других («Если с ней что-то случится, то я не выживу, а пойду вслед за ней!», «Если он меня разлюбит, я перестану существовать!» и т.п.)
  • Прощания, просьбы о прощении, извинения.
  • Самообвинения («Я ничтожество! Ничего собой не представляю», «Я полный лузер», «Все кругом круче меня» и т.п.)
  • Сообщение о конкретном плане суицида («Я принял решение. Это будет сегодня, когда предки уедут на свою дачу. Алкоголь и таблетки я уже нашел» и т.п.)

Уважаемые родители, обращайте внимание на следующие проявления в поведении подростков

  • изменение внешнего вида, неряшливость, безразличие к одежде (при том, что ранее было другое); 
  • ухудшение работоспособности;
  • небрежное отношение к своим школьным принадлежностям (при том, что ранее было другое);
  • частые прогулы школы, нежелание учиться, нежелание развиваться;
  • резкие и необоснованные вспышки агрессии, тревоги;
  • рисунки по теме смерти в рабочих тетрадях, картинки на такую же тематику в социальных сетях, на заставке телефона;
  • использование в рисунках красных, черных и желтых тонов;
  • тема одиночества, кризиса, утраты смысла в разговорах и т.п.

Не все из перечисленных симптомов могут присутствовать одновременно. Однако наличие двух или трех поведенческих признаков указывает, что у ребенка может быть кризисное состояние и ему нужна помощь специалиста.

Помните, что от заботливого, внимательного человека, находящегося рядом в трудную минуту, зависит многое.

В Ваших силах сделать жизнь ребенка счастливой и полноценной. 

Удачи вам в нелёгком деле воспитания!

По возникающим вопросам воспитания и развития подростка обращайтесь к специалистам школы.

Социально-педагогическая и психологическая служба

Профилактика, укрепление и сохранение психического здоровья является неотъемлемой частью здорового образа жизни человека. И одним из определяющих факторов нашего здоровья является психоэмоциональное состояние, которое проявляется в нашем умении контролировать свои эмоции, мыслить позитивно, сохраняя при этом равновесие между нашим физическим и духовным развитием.

Всемирная организация здравоохранения определяет психическое здоровье как состояние благополучия, при котором человек способен реализовывать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего общества,  полноценно функционируя в основных социальных ролях. 

Следовательно, психически здоровый человек благополучно внедряется в общество и гармонично с ним взаимодействует, адаптируется к условиям окружающей среды, придерживается принципов доброты и справедливости, стремится к самоанализу и саморазвитию. 

Однако к вопросу психического здоровья нельзя подходить формально, так как уровень психического здоровья человека в любой момент времени определяется многочисленными социальными, психологическими и биологическими факторами. Также следует учитывать и социокультурные особенности общества, особенности профессиональной деятельности человека.

Нередко ухудшение психического здоровья является следствием быстрых социальных изменений в обществе, стрессовых условий на работе, гендерной дискриминации, социального отчуждения, нездорового образа жизни, физического нездоровья.

Следует различать психическое и психологическое здоровье. Так, психическое здоровье – это в первую очередь набор психических установок, позволяющих человеку приспосабливаться к окружающей среде и адекватно воспринимать окружающую действительность, себя и других людей, реагировать на происходящее. При этом у психически здорового человека отсутствуют нарушения в развитии и работе психических процессов и нервной системе.

Психологическое здоровье включает в себя здоровье души и личности в целом. Человек не только может адаптироваться к условиям существующего мира, но и способен брать на себя ответственность, делать выбор, быть самостоятельным, а также способен саморазвиваться и стремится к повышению уровня своего личностного развития. Психологическое здоровье также говорит о хорошем уровне развития мотивационной, волевой, эмоциональной и познавательной сфер.

Отклонение от нормы в случае психического здоровья — это болезнь, в случае психологического здоровья — отсутствие возможности развития в процессе жизнедеятельности, неспособность к выполнению своей жизненной задачи.

Важно уделять особое внимание своему психическому здоровью, так как между психикой и физическим состоянием человека существует тесная связь, в связи с чем постоянные стрессы, переживания, повышенная тревожность могут привести к ухудшению здоровья и психосоматическим заболеваниям сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта (язвенный колит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, синдром раздраженного кишечника), двигательного аппарата (радикулит), органов дыхания (бронхиальная астма) и мочеполовой системы (хронический панкреатит). Человек с проблемами психического здоровья, подверженный постоянной депрессии имеет повышенный риск сердечно-сосудистых заболеваний, что в свою очередь может привести к снижению продолжительности жизни.

Психически здоровый человек быстрее достигает желаемых успехов в карьерном росте, более коммуникативен в социуме и особенно в семье, являя собой психологическую модель для подражания своим детям. Он живет полноценной жизнью, получая от нее максимальное удовольствие и в полной мере реализовываясь.

Профилактика психического здоровья или:

«Как же сохранить свое психическое здоровье?»

В современном мире, несмотря на то, что человек постоянно подвергается воздействию стресса, вопреки всем заблуждениям, его не стоит избегать. Именно непродолжительный стресс укрепляет психику, приводя в тонус весь организм. Однако длительный, хронический стресс  имеет разрушающее действие для всего организма человека.

Стрессоустойчивость – одно из основных качеств, позволяющих человеку эффективно работать в напряженных ситуациях, концентрироваться и переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки без вреда для себя и своей деятельности.

Особое внимание следует уделить вновь появившимся симптомам, таким как постоянная раздражительность, чувство тревоги, неспокойный сон, постоянное чувство неудовлетворенности и злости, зависимость от резких смен настроения. Эти симптомы чаще всего свидетельствуют о стрессовом состоянии, негативно воздействующем на организм человека. В таком случае, в первую очередь, необходимо обратиться за помощью к специалистам, а также придерживаться  рекомендаций по сохранению психического здоровья и равновесия.

Рекомендации по сохранению психического здоровья и равновесия:

  1. Найдите первопричину своего стресса. Записывайте все, что вызывает у вас беспокойство, чтобы потом глобально анализировать свои проблемы. Например, если вам не хватает денег, то вероятней всего проблема в работе, которую вы не любите, а не в маленькой зарплате.
  2. Определив источник стресса, составьте план по уменьшению его влияния на вашу жизнь. Например, если общение с определенными людьми вызывает у вас напряжение, то минимизируйте с ними свои контакты. 
  3. Старайтесь соблюдать хотя бы минимальный режим дня, включающий обязательный отдых. 
  4. Спите не менее 7 часов в сутки, стараясь засыпать и просыпаться в одно и тоже время. Не смотрите перед сном по телевизору стрессогенные передачи и фильмы.
  5. Выделите время для хобби, а также для общения с друзьями и родными.
  6. Перестаньте постоянно все держать под своим контролем, признайте, что это невозможно.
  7. Не стесняйтесь обратиться за помощью к родным, друзьям или коллегам по работе. Иногда взгляд со стороны другого человека помогает найти более эффективное решение вашей проблемы. 
  8. Не затягивайте стрессовые ситуации, решайте проблемы сразу же по мере их поступления. 
  9. Не таите обиды, открыто обсуждайте с коллегами, родными или друзьями все противоречивые моменты конфликтов или ссор.
  10. Старайтесь избегать общения с людьми, вызывающими у вас состояние стресса. Разрывайте «токсичные» отношения с людьми, причиняющими вам только боль и обиды.
  11. Общайтесь с позитивными личностями, способными сделать вашу жизнь счастливее, так как счастье заразительно. 
  12. Старайтесь максимально снизить проявления жизненных стрессовых ситуаций. Например,  отводите себе достаточно времени на подготовку важных и сложных мероприятий, так как реализовывая их в сжатые сроки вы постоянно будете находиться в состоянии стресса, что в последствии может спровоцировать психосоматические заболевания. 
  13. Работайте над собой, учитесь справляться со стрессом. Всегда в ситуации конфликта прежде подумайте, а потом отвечайте, ведь ваши оппоненты так же подвергаются постоянным воздействиям стресса. Иногда лучше промолчать в определенный момент, не критиковать, быть добрее и снисходительнее.
  14. Занимайтесь здоровой физической активностью. В каждом виде спорта можно найти свою привлекательность, развить свои способности, а в командных видах найти поддержку и понимание близких людей.
  15. Практикуйте ежедневную медитацию. Это поможет вам расслабиться, привести все свои мысли в порядок, избавиться от беспокойства, снять стресс и привести свое психическое состояние в норму.
  16. Пройдите курс массажа. Массаж позволит вам испытать массу положительных эмоций и расслабиться. Используйте элементы массажа в повседневной жизни и на работе, разминая шею, плечи, руки.
  17. Придерживайтесь здорового сбалансированного питания. Правильное питание поможет снять стресс и повысить стрессоустойчивость.
  18. По возможности откажитесь от вредных привычек.  Не употребляйте психоактивные вещества такие,  как алкоголь, никотин, наркотики.

Используйте позитивное мышление.

Все в нашем мире неоднозначно. К любой ситуации в нашей жизни можно подойти с разных сторон. Кто-то из людей видит в происходящем только недостатки, даже в самых прекрасных и приятных событиях, критикуя все и всех, впадая в уныние и депрессию при возникновении преград или затруднений. А кто-то, наоборот, старается окрасить происходящее в жизнерадостные цвета и находит позитив в самых затруднительных ситуациях, извлекая опыт и новые возможности.

Следует отметить, что именно позитивное мышление позволяет человеку легко и с юмором пережить все возникающие проблемы и трудности, ограждая его от негативных воздействий стрессов и тревог, тем самым сохраняя его психическое здоровье.

  1. Чаще улыбайтесь, ведь улыбка, даже в плохом настроении, активизирует выработку гормонов счастья, что в свою очередь способствует поднятию настроения.
  2. Избегайте негативных влияний людей, которые вам не нравятся или вызывают дискомфорт своим присутствием или действиями. Научитесь говорить им «нет».
  3. Предпочитайте общество позитивно настроенных людей.
  4. Активно используйте мысли-мотиваторы, поднимающие настроение. Это могут быть как жизнеутверждающие авторские цитаты, которые можно записать себе в ежедневник или распечатать и повесить в рамочку на стене, так и любимые песни, стихи, помогающие веселее и легче шагать по жизни, ощущая всю прелесть бытия.
  5. Найдите время, чтобы заниматься тем, что вас радует и доставляет истинное удовольствие, поддерживая ваше позитивное настроение. 
  6. Из любой ситуации научитесь извлекать полезный опыт, видя светлые моменты во всем.
  7. Всегда ставьте цели и идите по пути их достижения. А достигнув их, ставьте более амбициозные и масштабные. Это наполнит вашу жизнь смыслом и сделает ее интересной.
  8. Не бойтесь потерпеть неудачи, ведь не важно, как человек упал, а важно, как он поднялся. Лучший способ побороть страх – это сделать первый шаг в свой страх, а потом уже привычно идти дальше к своей цели.   
  9. Никогда не сдавайтесь. Только настойчивость в достижении поставленных целей  всегда приносит положительный результат.
  10. Надейтесь и верьте, что в вашей жизни все сложится хорошо.

Вера в собственные силы, надежда на благополучный исход всех ваших помыслов и деяний, умение оставаться оптимистом в любой сложной жизненной ситуации, помогут вам сохранить психическое здоровье и стрессоустойчивость на долгие годы.

 

Педагоги-психологи

Все родители хотят вырастить самостоятельных и послушных детей. Для того, чтобы это осуществить говорите ребенку каждый день, что вы его любите. Даже, если ребенок притворяется, что не нуждается в этом, не верьте ему. Ребенок, слыша такие «волшебные» слова родителей: «Я люблю тебя» - будет чувствовать себя более защищенным и уверенным. Он формируется как личность и мужает.

Но ребенок должен видеть и чувствовать вашу любовь не только на словах, он должен ощущать это на самом деле: в вашем поведении, в делах и в поступках. Для того, чтобы показать вашим детям, что вы их любите, существуют три основных способа: «контакт любящих глаз», физический контакт и безраздельное внимание. Зрительные и физические контакты должны всегда присутствовать при вашем общении с детьми, но главное, чтобы это происходило от сердца.

Контакт любящих глаз

Благодатная сила любви передается именно с помощью зрительного контакта, когда мы смотрим глаза в глаза. Глядя в глаза, вы можете не осознавая этого выражать различные чувства: печаль, ужас, гнев, ярость, и главное - любовь. В большинстве семей, к сожалению, зрительный контакт можно увидеть на удивление редко. А если это и есть, то чаще несет отрицательные эмоции.

Дорогие родители, помните: чем чаще вы будете использовать зрительный контакт, как средство выражения любви, тем полнее ваш ребенок будет насыщаться любовью.

Дети, не получающие энергии любящих глаз своих родителей, не чувствуют себя любимыми. Применяйте этот способ на своих детях – и его эффект очень порадует вас.

Физический контакт

Прикоснуться к вашему ребенку и при этом задать какой-то вопрос – это совсем легко. Ребенок сознательно, этого, возможно, и не заметит, но это почувствует его душа.

Обнимать и целовать детей – это самый чудесный способ давать понять им через прикосновения, что их действительно любят.

Безраздельное внимание - третий способ показать ребенку, что вы его любите.

Применяя этот способ, вы обязаны регулярно уделять время для общения с дочерью или сыном.

Детям необходимо быть со своими родителями, чувствовать свою связь с ними. Они очень нуждаются в разговорах со взрослыми. Безраздельное внимание – это время, когда ваше внимание полностью принадлежит вашему ребенку. От того, в какой мере вы удовлетворяете эту потребность, зависит будущее ребенка: каким он станет отцом, или какой матерью.

Поэтому, уважаемые родители, никогда не говорите: «У меня сегодня нет времени». Это ложь!

Вы всегда найдете время на то, что для вас действительно важно и часто, забывая о своем родительском долге. Значит, вы еще не осознали важности вашего родительского служения. 

Спешите, чтоб не опоздать!

 

Педагог-психолог

В большинстве своем результаты «селфхарма» (аутоагрессии, самоповреждения) спрятаны далеко от лишних глаз. Может показаться, что случаи самоповреждения единичны, но это явление весьма распространено, говорят психологи.

Основную группу риска составляют подростки, реже селфхарм случается в более старшем возрасте. Какие бывают способы самоповреждения и каковы причины такого поведения? Как родителю распознать, что ребенок увлекся селфхармом и как помочь? 

Что такое «селфхарм»?

Селфхарм — это преднамеренное повреждение своего тела без суицидальных идей. Это не суицид и даже не его предвестник, как может показаться, но проблема не менее серьезная. Во-первых, нанесение себе телесных повреждений — это симптом серьезных психологических проблем. Во-вторых, даже не имея намерения совершить самоубийство, подросток может не рассчитать глубину пореза, и, если вовремя не оказать медицинскую помощь, все может закончиться плачевно.

Какие бывают способы самоповреждения?

Основным способом селфхарма являются порезы, сюда же относится саморасцарапывание. Селфхармеры используют подручные средства: лезвия, кухонные и канцелярские ножи, иглы, булавки, вилки, ножницы — то есть любой колюще-режущий предмет.

Если такого предмета в нужный момент не оказывается под рукой, в ход идут собственные ногти. К менее популярным способам относятся прижигание кожи сигаретой, вырывание волос, укусы, удары головой или другими частями тела о стену, различные предметы, пережимание конечностей. 

Каковы причины селфхарма?

Основные причины селфхарма связаны с целями, которые преследует селфхармер. Можно выделить три таких цели и, соответственно, три причины. 

Избавление от психологического дискомфорта

Переживания, стрессы, избыток негативных эмоций человек заменяет физической болью. Здесь работает очень популярный психологический прием переключения внимания. Можно привести в сравнение поход к стоматологу: если при лечении зуба вы чувствуете боль, скорее всего, вы начнете заменять ее другой физической болью, например, щипать себя. Точно так же работает и селфхарм: внимание человека переключается на другую боль — более актуальную. 

Получение удовольствия Эта причина полностью вытекает из предыдущей, поскольку, избавляясь от ментального напряжения, селфхармер испытывает удовлетворение. Таким образом, человек получает неосознанное удовольствие от физической боли. 

Специфическая коммуникация с собой и окружающим миром 

Основными причинами селфхарма в этом случае являются: 

Дисморфофобия (недовольство собственной внешностью). Как правило, это сопровождается расстройством пищевого поведения. Дисморфофобии и селфхарму на этой почве наиболее подвержены подростки, в основном, девушки. Если селфхарм проявляется порезами и расцарапыванием, то наиболее подверженными местами для нанесения повреждений становятся части тела, которые селфхармер считает уродливыми, «неправильными» (чаще всего, это бедра).

Недостаток внимания в семье либо в обществе. Селфхарм по этой причине чаще всего проявляется у подростков. В этом случае селфхармеры не стараются скрыть повреждения, даже выставляют напоказ. Иногда таким образом подросток пытается вызвать к себе интерес родителей или сверстников, а иногда это крик о помощи. 

Тотальный контроль со стороны родителей. В данном случае селфхарм — это не что иное, как способ хоть что-то контролировать в жизни. Нанося себе повреждения или истязая себя до боли физической нагрузкой, селфхармер чувствует, что его тело все-таки принадлежит ему и что он может его контролировать. 

Как не допустить селфхарм?

Не обесценивайте даже незначительные переживания ребенка, не сравнивайте его с кем-либо. Если вы вообще не переживали по поводу каких-то проблем, это не значит, что ваш ребенок должен к ним относиться точно так же. Не сравнивайте его поведение в конкретных ситуациях с поведением сверстников. Не нужно еще больше подростка угнетать. Поверьте, для него это серьезно, так поймите его и помогите с этим справиться.

Если вы заметили за ребенком какое-то несвойственное ему поведение, например, он стал часто уединяться, носить одежду с длинными рукавами, стоит бить тревогу. Селфхарм — это сигнал, что с вашим ребенком происходит что-то неладное, что в ваших отношениях с ним не все в порядке. При этом не стоит себя винить. Мы учимся воспитывать детей и строить с ними отношения методом проб и ошибок. 

Важно не пускать все на самотек и вовремя обращаться к специалистам (психологи или психотерапевты). Селфхарм всегда имеет первопричину. Если сделать упор именно на избавление от пристрастия к обряду самоповреждения, то, скорее всего, такая терапия не увенчается успехом, или же мотивы проявят себя уже в другой форме. 

Спрятав ножи, лезвия и другие режущие предметы в доме, вы не решите проблему, а избавитесь только от внешних ее проявлений. Надо искать первопричину, быть рядом, проявлять внимание и заботу, когда подросток готов их принимать.

Уважаемые родители! По возникающим у Вас вопросам  воспитания и развития детей обращайтесь к педагогам-психологам школы

   8(0174) 25 60 97  (педагог социальный Курильчик Т.Г)
      8(0174) 26 32 91 (педагог-психолог Ефимчик О.А., Ткачук Т.С.)

Дорогой друг!

Причин стресса может быть много: страх из-за контрольной работы или экзаменов, переживания по поводу первой любви, критика со стороны учителей или родителей, конфликт с одноклассниками и др. 

Очень важно обладать такими навыками, которые помогают справиться со стрессом. Одним из них является навык саморегуляции.

     Саморегуляция – способность управлять своими переживаниями, справляться со стрессом. 

Следуя данным рекомендациям, ты можешь  преодолеть стресс:

  • Занимайся спортом. Пробежка или поход в спортзал помогут тебе успокоиться. 
  • Переключайся на занятия, приносящие радость. Хобби — это замечательный способ расширить кругозор, самореализоваться и почувствовать себя счастливее. Найди дело, которое тебя вдохновляет. Научись чему-нибудь, если давно об этом мечтаешь. Не бойся пробовать новое! 
  • Занимайся творчеством. Давно хотел порисовать, написать стих, научиться петь или танцевать, играть на музыкальном инструменте? Не бойся потратить на эти занятия пару часов в неделю, это будет только на пользу.
  • Высыпайся и правильно питайся. Постарайся в стрессовые периоды жизни не употреблять напитков, содержащих кофеин, откажись от быстрых углеводов (булочки, конфеты, печенье, чипсы и пр.). Попробуй употреблять в пищу больше белков, а вредные сладости замени медом и орехами.
  • Прибегни к процедурам, улучшающим самочувствие (прогулка, душ, физическая разрядка, дыхательная гимнастика, плавание и др.).
  • Посмотри любимый фильм, послушай спокойную музыку. 
  • Удели внимание домашним питомцам. 

ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ НЕОБХОДИМО:

Мыслить позитивно (сохранять оптимистичный настрой, концентрировать свое внимание на положительных сторонах); 

  • любить и принимать себя таким, какой ты есть;
  • определить границы своих возможностей и не браться за решение невыполнимых задач;
  • радоваться каждому прожитому дню;
  • не сожалеть о том, чего не можешь изменить;
  • придерживаться здорового и активного образа жизни;
  • в случае неудач, пересмотреть жизненные позиции и сделать выводы;
  • улыбаться;
  • общаться со сверстниками;
  • помогать тем, кому необходима помощь и поддержка;
  • развиваться и совершенствоваться как личность;
  • не копить негатив и обиды;
  • заранее планировать свои действия;
  • соблюдать режим дня. 

Помни: ты не одинок! Есть люди, которые помогут тебе: педагог-психолог, классный руководитель, тренер и многие другие. Не бойся просить помощи – это нормально!

Педагоги-психологи готовы выслушать

 тебя и помочь тебе 

 8(0174) 25 60 97  (педагог социальный Курильчик Т.Г)
      8(0174) 26 32 91 (педагог-психолог Ефимчик О.А., Ткачук Т.С.)

 

Удачи тебе и позитива)