Профилактика грабежей и мошенничества среди несовершеннолетних

Предупреждение преступности среди несовершеннолетних является важнейшим аспектом профилактической работы всех субъектов профилактики. Для того чтобы профилактика преступности среди несовершеннолетних была эффективной, необходимы усилия всего общества по созданию необходимых условий для гармоничного развития граждан с самого раннего детства. Участие молодежи в законной, социально полезной деятельности вырабатывает гуманистический взгляд на общество и жизнь, а также личностные принципы, не допускающие преступную деятельность.

Хищение имущества является одним из древнейших правонарушений, которые совершают люди из своей личной, корыстной заинтересованности.

Основными причинами совершения грабежей и мошенничества остаются по-прежнему:

  • жадность;
  • алчность;
  • стремление обогатиться за счет другого человека;
  • отсутствие желания честно зарабатывать и накапливать людьми материальные блага;
  • простая человеческая лень, сопряженная с завистью в отношении граждан, способных своим добросовестным трудом обеспечивать себя и своих близких всем необходимым, в том числе материальными ценностями;
  • патологическое стремление совершать преступления, в том числе грабежи и мошенничества, вызванные болезненным состоянием психики.

Предметами посягательств являются, как дорогостоящая компьютерная и бытовая техника, мобильные телефоны, ювелирные изделия, крупные суммы денежных средств, так и продукты питания, одежда, обувь, предметы домашнего обихода, в том числе и кухонная утварь.


Статья 206 УК Республики Беларусь. Грабеж

1. Открытое похищение имущества (грабеж) –

наказывается общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до четырех лет, или лишением свободы на тот же срок.

2. Грабеж, соединенный с насилием, не опасным для жизни или здоровья потерпевшего, либо с угрозой применения такого насилия, или совершенный повторно либо группой лиц, или с проникновением в жилище, –

наказывается арестом, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок от двух до шести лет.

3. Грабеж, совершенный в крупном размере, – наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет со штрафом или без штрафа.

4. Грабеж, совершенный организованной группой либо в особо крупном размере, – наказывается лишением свободы на срок от пяти до тринадцати лет со штрафом.

Статья 209 УК Республики Беларусь. Мошенничество

1. Завладение имуществом либо приобретение права на имущество путем обмана или злоупотребления доверием (мошенничество) –

наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

2. Мошенничество, совершенное повторно либо группой лиц, –

наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до четырех лет, или лишением свободы на тот же срок.

3. Мошенничество, совершенное в крупном размере, –

наказывается ограничением свободы на срок от двух до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до семи лет со штрафом или без штрафа.

4. Мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере, –

наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет со штрафом.


Родительские ошибки

1. Не оставляйте деньги на виду, не провоцируйте ребенка.

2. Нельзя ругать и стыдить ребенка.

3. Следите за общественной жизнью вашего ребенка, чтобы не пропустить тревожные симптомы.

4. Прежде всего, попытайтесь выяснить причину, побудившую ребенка к краже.

5. Наличие денег дает возможности удовлетворить пагубные возможности.

Рекомендации родителям:

1. Проводите беседы, при этом не скрывая свое эмоциональное состояние (переживания, тревогу, стыд), побуждая содержанием разговора, общим настроением беседы сопереживать Вам.

2. Учитывайте в своем разговоре возрастные особенности ребенка, а именно: мечта о лучшем, потребность в установлении дружеских взаимоотношений со сверстниками, желание занять достойную нишу в этих отношениях.

3. Научите ребенка видеть свое поведение и себя со стороны, проанализируйте вместе с ним его действия, дайте им оценку.

4. Также можно образно показать результат его движения «не туда» и обязательно обрисовать заманчивую перспективу движения по социально приемлемому пути.

5. Объясните ребенку, что люди совершают в юности выбор судьбы: человек может пойти по дороге успеха или свернуть на дорогу бед и преступлений, и это происходит именно в возрасте 13 – 15 лет.