Память и боль белорусской земли. Геноцид

«Великая Отечественная война оставила белорусскому народу тяжелое наследие – память о страшных трагедиях людей, ставших свидетелями и жертвами чудовищных преступлений фашизма. Мы никогда не смиримся с ужасом родителей, на глазах у которых умирали дети. Нам никогда не забыть страх и беспомощность ребенка, ищущего защиты у взрослого и не понимающего, за что отнимают у него жизнь. Нам не простить горя отца, выжившего, но потерявшего своего сына, и слез мальчика, нашедшего спасение под телом убитой матери. Вспоминая Хатынь, мы вспоминаем тысячи зверски уничтоженных деревень. Оплакивая жертв этих ужасных событий, оплакиваем каждого третьего жителя Беларуси, погибшего во время Второй мировой войны. Эта боль навсегда останется в наших сердцах как память о жестоких преступлениях против человечности. И им нет оправдания. Слишком дорогой ценой досталась свобода родной земли нашему народу. Историческую память о тех страшных годах мы бережно сохраним и передадим детям как иммунитет против любой внешней агрессии и националистической враждебности. Как понимание того, что ничто на свете не стоит отобранной человеческой жизни. Мы, белорусы, носители генной памяти нечеловеческих страданий народа, выстоявшего в Великой Отечественной войне, говорим всем: «Пусть скорбный звон колоколов Хатыни звучит и предостерегает от повторения страшной трагедии. Пусть их металлический плач донесется до тех уголков Земли, где сегодня забыли о том, что жизнь – это дар свыше, мир – самая большая ценность. Мы должны это помнить всегда!»

Из обращения Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко к соотечественникам по случаю 75-летия Хатынской трагедии 22 марта 2018 г.

Виртуальные музеи

Материалы о Великой Отечественной войне

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

  1. Закон о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны.
    Информационный материал Института истории НАН Беларуси по тематике геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны. https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=H12200146&p1=1
  2. Геноцид белорусского народа. Информационно-аналитические материалы Генеральной прокуратуры Республики Беларусь.
  3. Увековечение памяти жертв геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны.
  4. «Белорусские деревни, сожжённые в годы Великой Отечественной войны» - электронная база данных. http://db.narb.by/search/?title=&titles=old&region=5&district=7&year=1943
  5. «Настоящмй геноцид» - проект ИД «Беларусь сегодня» при поддержке Генпрокуратуры о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны. http://sp.sb.by/genocide
  6. Показания свидетелей и очевидцев 
  7. Акты Чрезвычайной государственной комиссии 
  8. Списки участников карательных операций и иных преступных действий в отношении мирного населения и военнопленных на территории БССР 
  9. Документы из архивных учреждений Российской Федерации 
  10. Списки предполагаемых нацистских преступников и  совершенных ими деяний 
  11. Приговор в отношении нацистского карателя Катрюка

 

Материалы по историческому ценностно-ориентированному просвещению детей

Информация для работников учреждений образования, нанимателей

В современном мире деятельность человечества в информационном пространстве становиться превалирующей. Ежедневное создание, преобразование, передача, использование, хранение информации в коммерческих, интеллектуальных (научных), личных (бытовых) и иных целях сопровождает жизнь все большего количества людей, оказывает воздействие на индивидуальное и общественное сознание, постепенно включаясь в число доминантных потребностей индивида, формирует мотивацию и условия его поведения. Это становится реальностью ввиду интенсивно и экспансивно развивающейся социотехнической системы глобального информационно-коммуникационного взаимодействия, использующей достижения, выгоду и удобство сетевых и иных технологий для проникновения в жизнь каждого человека.

Динамичность, постоянное обновление конфигурации, глобализация, мобильность и адаптивность средств информационно-коммуникационного взаимодействия позволяют их использование для целенаправленной ориентации и коррекции общественных настроений. Распространенные в социуме представления о том, что пронизывающие общество потоки информации – произвольные, следующие неконтролируемой логике рынка и технологий, не зависящие от геополитических факторов, способствуют результативности противоправных действий по изменению сознания личности и социальных групп.

Технологии, формы и методы манипулирования общественным сознанием постоянно совершенствуются как в коммерческих (маркетинговых), так и в политических целях. В совокупности с элементами стратегического и тактического управления, механизмами и субъектами практической реализации они образуют систему информационной войны, целями которой являются дестабилизация и ослабление геополитического противника, нанесение максимального ущерба в результате внутренних проявлений экстремизма и терроризма. Признаки ведения такой войны в отношении Республики Беларусь проявились с момента обретения статуса суверенного государства, особенно явно – в периоды электоральных кампаний.

Сущность информационной войны связана с масштабным применением средств и методов информационно-психологического воздействия в отношении населения страны, отдельных социальных групп или индивидов. Одной из таких социальных групп выступают дети как объект деструктивного информационного воздействия, результаты которого должны проявиться впоследствии. При этом особенности влияния информационных технологий на детей способствуют достижению данных результатов.

Удовлетворение познавательных и развлекательных потребностей, яркая и контролируемая «псевдореальность» компьютерного мира создают у детей привязанность к данной форме деятельности, впоследствии играющую важную роль в формировании психологического (эмоционального, подсознательного) отношения к электронным «гаджетам». При недостатке внимания со стороны родителей, реальных и позитивных контактов со сверстниками и другими людьми телефон или компьютер становится «другом», навсегда получая статус незаменимого спутника жизни, которому можно доверять. Так формируется внутренняя оценка электронного гаджета как источника положительных эмоций и априори достоверных и полезных сведений. Впоследствии (на этапе широкого включения подростков в процесс сетевого взаимодействия, получения и использования Интернет-информации) эти установки становятся условиями криминального или виктимного поведения подростков. Вовлеченность несовершеннолетних в информационно-коммуникационную среду создает предпосылки для формирования потребительской, индивидуалистической, социально безответственной жизненной позиции, усвоения ложных мировоззренческих ориентиров, опасного взаимодействия с преступниками (террористами и экстремистами, мошенниками, наркодиллерами, педофилами и др.), достижения ими целей такого взаимодействия.

Для предупреждения потенциальных негативных последствий деструктивного информационного воздействия на детей существенное значение имеет просветительская работа, способствующая формированию основ исторической памяти в массовом сознании подрастающего поколения. В современных условиях – это комплексная общенациональная задача, решение которой выходит на уровень приоритетной государственной проблематики. Центральным звеном данной системной деятельности является сохранение исторической правды и памяти о героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны, геноциде белорусского народа.

Историческое ценностно-ориентированное просвещение детей является сложным и многоплановым процессом, который не может ограничиваться только школьной программой. Начало работы над формированием исторической памяти у детей, ее последовательное сопровождение должно осуществляться в семье. Целенаправленная работа воспитателя, школьного учителя выступает продолжением данного процесса внутрисемейной социализации.

Начинать этот процесс надо с детства, с самого раннего и в то же время в достаточной мере осознанного периода жизни ребенка, когда дети уже начинают понимать связь времен, преемственность поколений, свою причастность к историческим событиям (через ассоциирование с старшим поколением своей семьи). Поэтому особое внимание необходимо уделять детям младшего школьного возраста, которые ввиду особенностей активной социализации (усвоения образцов и моделей поведения, базовых ценностных ориентиров) относятся к наиболее восприимчивой аудитории. У детей в этом возрасте уже сформированы базовые навыки различать зло и добро, чувства справедливости и сострадания. Важно развить и способность испытывать гордость за подвиг своих предков, за величие своей Родины, сформировать основу дальнейшего адекватного восприятия сведений по данной тематике, базу для критической оценки информации о политических событиях современности.

Вовлечение семьи в процесс формирования у детей исторической памяти требует значительных усилий и масштабной включенности не только учреждений образования, но и всех иных государственных органов и общественных организаций. В первую очередь она предполагает работу с родителями, так как в молодых семьях вопросы ознакомления с историей страны, развития исторической памяти в ряде случаев не считаются важными. Молодые люди, которые родились в конце 1990-х годов, сами относятся к поколению, которое уже подверглось влиянию информационных технологий и имеют ряд особенностей («клиповое» мышление, недостаточно сформированное проектное мышление, индифферентное отношение к проблемной коммуникации, «интерактивное» усвоение социальных ролей и норм и др.). Предшествующее поколение, рожденное в середине 80-х – начале 90-х годов (зрелые родители), также в своей массе далеко не всегда в полной мере обладает личностными установками мировоззренческого характера, призванными защищать от деструктивного информационного воздействия. Социализация данной группы пришлась на период так называемой «социальной аномии», когда ценностный уровень сознания постсоветского общества подвергся существенной трансформации. В этот период при поддержке со стороны глобальных западных фондов отдельными средствами массовой информации, создателями кино-видео и печатной продукции был сформирован и полноценно удовлетворен спрос на дискредитацию политического и социального устройства советского общества, предполагающую, в том числе, нивелирование таких ценностей, как государственность и патриотизм, коллективизм, созидательный труд на благо страны и др. Значительному деструктивному воздействию подверглась и незыблемая в СССР социокультурная ценность – память о Великой Отечественной войне.

В связи с этим правовое и идеологическое просвещение родителей является первым шагом к решению обозначенной выше актуальной задачи. В ходе реализации изначально необходимо объяснить родителям, почему так важно сохранять историческую память и почему целенаправленная работа с детьми необходима именно в семейном кругу. Образно говоря, прежде чем начинать работу с детьми, на вопросы: «Почему так важно сохранять историческую память?» и «С чего начинается Родина?» должен себе ответить каждый родитель.

Для этого целесообразно использовать приведенные выше аргументы или их краткую версию в следующей логической схеме: Интернет управляем собственниками технологий, которые заинтересованы в извлечении выгоды любыми средствами / Он позволяет массово воздействовать на сознание и это широко применяется для реализации геополитических стратегий / Дети вовлечены в Интернет и являются наиболее уязвимыми для деструктивного информационного воздействия / В настоящее время (до момента достижения технологического суверенитета, позволяющего в полной мере обеспечить суверенитет информационный) наиболее эффективным способом снизить опасность влияния информационных технологий на детей является их историческое ценностно-ориентированное просвещение / Результативность этого процесса зависит от участия семьи (родителей, родственников) как непосредственных (старшее поколение) или опосредованных (родители) носителей исторической памяти, обладающих авторитетом для ребенка, знающих его индивидуальные особенности и способных не только донести информацию, но и помочь детям понять ее и прочувствовать на эмоциональном уровне. Память – это прежде всего образы, формируемые художественными средствами, эмоциональными переживаниями. И, наверное, невозможно сравнить силу воздействия рассказа матери или отца про своего дедушку (бабушку) с выученным уроком истории.

На этом этапе при общении с родителями могут возникать вопросы, связанные с их неуверенностью в целесообразности и результативности предполагаемой работы, в частности:

- не является ли это т.н. «промывкой мозгов» в интересах государственной власти?

Справочно. Что касается самой этой фразы, она представляет собой распространенный манипулятивный прием, фрейм, привнесенный извне, когда на протяжении десятилетий постсоветского периода развития нам насаждалась конфликтная модель взаимоотношений гражданского общества и государства. Следует разъяснять родителями, что в сферах формирования общности исторической памяти, культуры гражданственности деятельность государства должна быть обязательной и приоритетной. Если из этих сфер уходит государство, то туда приходят неонацисты, как это случилось на Украине.

- как не обладая знаниями педагогики и психологии вести работу с ребенком и не причинить ему вред?

Справочно. С целью решения данного вопроса, а также в контексте повышения эффективности внутрисемейной работы по формированию основ исторической памяти у детей младшего школьного возраста подготовлена памятка для родителей о том, как говорить с детьми о подвиге наших предков в Великую Отечественную войну, о геноциде белорусского народа, включающая рекомендации, способы и конкретные примеры эффективного воспитательно-просветительского воздействия.

В заключение следует подчеркнуть, что с точки зрения криминологии наиболее результативным в своей долговременной перспективе направлением предупреждения экстремизма и терроризма, иных общественно опасных уголовно наказуемых деяний является связанное с формированием системы мер ранней предупредительной деятельности, значимым структурным элементом которой выступает работа, направленная на формирование основ исторической памяти у детей младшего школьного возраста.


Источники информации по тематике сопротивления народа Беларуси фашизму:

  • Брестская крепость-герой

https://www.belta.by/society/view/dose-oborona-brestskoj-kreposti-442620-2021/

https://www.sb.by/articles/umirali-no-ne-sdavalis324.html

https://www.brest-fortress.by/

  • Партизанское и подпольное движение в Беларуси

https://www.cbsvit.by/index.php/2012-05-10-07-15-06/chas-muzhnastsi/58-partizany-i-podpolshchiki/2208-partizanskoe-dvizhenie-belarusi

https://archives.gov.by/home/tematicheskie-razrabotki-arhivnyh-dokumentov-i-bazy-dannyh/istoricheskie-sobytiya/velikaya-otechestvennaya-vojna-belarus/istoriya-vojny-obzor-sobytij/borba-protiv-okkupaczii-v-belarusi

https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/202917/1/229-230.pdf

 

Источники для поиска информации о родственниках – участниках Великой Отечественной войны

Партизаны Беларуси – Спецпроект Издательского дома «‎Беларусь сегодня» и Национального архива Беларуси (partizany.by)

Книга Памяти Республики Беларусь (memory.mil.by)

Информационная система «Память народа» (pamyat-naroda.ru)

Бессмертный полк России (polkrf.ru)

С 1985 по 2005 гг. в Беларуси издавалась серия книг «Память» —  проект, включающий печатные издания по истории всех регионов Беларуси, о людях, внесших значимый вклад в развитие своей Малой Родины, о жителях, погибших во время Великой Отечественной войны.

 

Источники информации по тематике геноцида белорусского народа:

  • Сайт Генеральной прокуратуры Республики Беларусь: https://www.prokuratura.gov.by/ru/activity/rassledovanie-ugolovnogo-dela-o-genotside/
  • Геноцид белорусского народа = Genocide of the Belarusian people : информационно-аналитические материалы и документы / Генеральная прокуратура Республики Беларусь ; под общ. ред. А.И. Шведа. – Минск : Беларусь, 2022. – 175 с.
  • Геноцид белорусского народа. Лагеря смерти = Genocide of the Belarusian people. Death camps / Генеральная прокуратура Республики Беларусь ; под общ. ред. А.И. Шведа. – Минск : Беларусь, 2023. – 335 с.
  • Геноцид белорусского народа. Карательные операции = Genocide of the Belarusian people. Punitive operations : в 2 ч. / Генеральная прокуратура Республики Беларусь ; под общ. ред. А.И. Шведа. – Минск : Беларусь, 2023. – Ч. 1. – 311 с.
  • Ютуб канал Генеральной прокуратуры Республики Беларусь: проекты «Геноцид. Без права на жизнь», «Обыкновенный геноцид», «Геноцид. Диалог с прокурором», «Геноцид. Дело №» https://www.youtube.com/@prokuraturabelarus/playlists

 

Источники информации для самостоятельного изучения ребенком:

  • Детский правовой сайт: https://mir.pravo.by
  • Геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны: 1-4-е классы: учебное пособие для учащихся учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения и воспитания / [составители: Толкачев Валерий Витальевич и др.].

 

 

Список художественных произведений, с которыми целесообразно ознакомиться детям 

  1. Песни, стихи, литературные произведения
  • В. Баснер (музыка), М. Матусовский (слова). С чего начинается Родина
  • Я. Френкель (музыка), Р. Гамзатов (слова). Журавли
  • Р. Хозак (музыка), Е. Агранович (слова). От героев былых времен
  • Д. Тухманов (музыка), В. Харитонов(слова). День победы
  • М. Блантер (музыка), М. Исаковский (слова). Катюша
  • Б. Окуджава (музыка и слова). Десятый наш десантный батальон
  • А. Александров (музыка), В. Лебедев-Кумач (слова). Священная война
  • Н. Богословский (музыка), В. Агатов (слова). Темная ночь
  • М. Ножкин (музыка и слова). Последний бой
  • В. Баснер (музыка), М. Матусовский (слова). Дымилась роща под горою
  • М. Даніленка. «Ордэн».
  • А. Махнач. «Юныя абаронцы».
  • М. Пазнякоў. «Помнік герою».
  • Б. Сачанка. «Хлеб».
  • Эдзі Агняцвет. «Мой горад Мінск у час ваенны».
  • М. Гіль. «Партызанскі фотаздымак».
  • Л. Дайнека. «Прынясіце кветкі салдатам».
  • А. Дзеружынскі. «Крынічка партызанская».
  • А. Дудараў. «Буслы».
  • В. Жуковіч. «Бусел над Хатынню».
  • М. Маляўка. «Дзякуй за мір, перамога!».
  • І. Муравейка. «На вайне і не такое бывае» («Адважны»).
  • І. Стадольнік. «Боты».
  • П. Броўка. «А хіба ёсць, што забываюць?».
  • Я. Брыль. «Зялёная школа».
  • М. Чарняўскі. «Клятва Марата Казея».
  • М. Янчанка. «Сустрэча з бацькам».
  • А. Астрэйка. «Плошча Перамогі».
  • А. Грачанікаў. «Каля помніка партызанскай славы “Прарыў”».
  • А. Куляшоў. «Над спаленай вёскай».
  • Я. Маўр. «Дом пры дарозе», «Завошта».
  • П. Панчанка. «Дзеці вайны».
  • І. Шамякін. «Алёша-разведчык».
  • Г. Шыловіч. «Была нядзеля…».
  • Аляксей Пысін. «Проня».
  • Анатоль Вярцінскі. «Два полі».
  • Вячаслаў Адамчык. «Салодкія яблыкі».
  • В. О. Богомолов. «Иван».
  • Б. Н. Полевой. «Повесть о настоящем человеке».
  • А. Т. Твардовский. «Василий Теркин» и др.

Фильмы:

  • Сын полка (1946, В. Пронин)
  • Девочка ищет отца (1959, Л. Голуб)
  • Это было в разведке (1968, Л. Мирский)
  • Юнга Северного флота (1973, В. Роговой)
  • Садись рядом, Мишка! (1977, Я. Базелян)
  • Во имя родины (1943, В. Пудовкин, Д. Васильев)
  • Молодая гвардия (1948, С. Герасимов)
  • Смелые люди (1950, К. Юдин)
  • Два Федора (1958, Марлен Хуциев)
  • Смелого пуля боится, или Мишка принимает бой (1970, О. Николаевский)
  • Они сражались за родину (1975, С. Бондарчук)
  • Аты-баты, шли солдаты (1976, Л. Быков)
  • Повесть о настоящем человеке (1948, А. Столпер)
  • Орленок (1957, Э. Бочаров)
  • Иваново детство (1962, А. Тарковский)
  • Зимородок (1972, В. Никифоров)
  • Мальчишки (1978, В. Зобин)
  • Улица младшего сына (1962, Л. Голуб)
  • Я родом из детства (1966, В. Туров)
  • Тишина (1964, В. Басов);
  • На безымянной высоте (2004, В. Никифоров) и др.

Список мест, которые можно посетить с детьми:

  • Брестская крепость-герой
  • Хатынь
  • Монумент Победы в Минске
  • Архитектурно-скульптурный комплекс "Минск – город-герой"
  • Мемориальный комплекс "Курган Славы"
  • Историко-культурный комплекс "Линия Сталина"
  • Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны
  • Партизанский лагерь в Станьково и др.

 

свернуть

ПАМЯТКА СЕМЕЙНОМУ ОКРУЖЕНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (7-10 лет) «Подвиг и геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны»

Уважаемые родители, бабушки и дедушки!

Попытайтесь ответить себе на вопрос: «Почему так важно сохранять память о подвиге и геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны?».

Если ответ на него вызывает затруднения мы сможем вам помочь:

- чтобы не допустить ошибки, которые привели к таким ужасным и кровавым для нашего народа историческим событиям;

- чтобы наши дети и их потомки знали правду о Великой Отечественной войне, потому что сейчас многие заинтересованы в ее искажении (например, дети и молодежь в западных странах уверены в том, что фашизм был побежден США, а нашим солдатам, ценой своих жизней спасшим Европу, сносят памятники);

- чтобы наши дети выросли в уважении к героизму и жертвам людей прошлого, благодаря которым мы с вами можем жить, любить, мечтать, достигать целей и быть счастливы под мирным небом.

Еще один важный вопрос: «С чего начинается Родина?».

Ответы на него есть в одноименной песне, которую когда-то исполнял Марк Бернес. Прослушайте ее сами, а потом с ребенком, постарайтесь примерить предложенные автором художественные образы на себя и тогда вам легко будет объяснить ребенку, почему все это «в любых испытаниях у нас никому не отнять». Сделав это, вы и сами сможете понять, почему так важно в мире информационных технологий, яркой и динамичной компьютерной графики все же быть Человеком – личностью, благодарной и духовно привязанной к своей семье, дому, стране – Родине.

Теперь можно приступать к основной работе с ребенком, но для того чтобы она стала результативной, пожалуйста, учитывайте следующие рекомендации.

  1. Индивидуализация

Многое зависит от учета психофизиологического и личностного развития, от того, когда, на каком возрастном этапе конкретного ребенка какие формы и методы применять. Например, если ваш ребенок существенно опережает сверстников по своим социальным и интеллектуальным качествам, интересуется данной тематикой можно не дожидаться школьного возраста для разговоров о войне. В любом случае рекомендуется ознакомить ребенка с подходящими для его особенностей (характера, интересов) формами сохранения исторической памяти (совместный просмотр фильмов, прочтение книг, прослушивание и заучивание песен и стихов о войне, посещение мемориальных комплексов и музеев, памятников, массовых площадок государственных праздников, просмотр телепередач (например, парад, минута молчания), участие в акциях памяти и др.). Очень важно обсуждать с ребенком его впечатления от проведенного мероприятия (просмотренного фильма или посещения мемориального комплекса). Это позволит устранить возможные пробелы в восприятии художественных образов, а также позволит лучше усвоить информацию.

  1. Особенности психологического восприятия информации

С учащимися начальной школы говорить о геноциде, о тех ужасах, которые происходили, об уничтожении мирного населения на оккупированных нацистами территориях надо очень аккуратно – их психика очень подвижна. Но именно в этом возрасте следует заложить общее понимание трагедии и подвига белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период. Поэтому избегайте натуралистических фото и видео изображений, как правило имеющихся в документальных материалах о войне, старайтесь донести информацию понятно. Например: «Представь себе, что в твоем классе погиб каждый третий ученик. Так когда-то давно фашисты поступили со всем нашим народом. В нашей семье в это число попали твои …. Если будешь помнить об этом, то тогда все они погибли не зря. Они победили фашизм. А мы (весь наш народ), заплатив такую страшную цену за победу, сделаем все, чтобы это не повторилось».

В таком возрасте важно не допускать самостоятельный (без присмотра родителей) поиск информации по теме, поскольку психика ребенка еще не готова увидеть или услышать все ужасы тех событий. Поэтому рекомендуем показать данную памятку всем членам семьи и родственникам, с которыми общаются ваши дети, во избежание получения от них информации, не предназначенной для детей их возраста.

  1. Сущность и методы работы

Главное при работе над развитием индивидуальной исторической памяти в этом возрасте это создание в сознании ребенка достоверных и непротиворечивых образов исторического прошлого, развитие у него ощущения личной сопричастности (восприятие подвига своего прадеда/прабабушки как своего собственного). Это послужит формированию личности, испытывающей гордость за героизм своего народа, соизмеряющей свои поступки с полученными представлениями.

Для этого целесообразно:

говорить с ребенком в правильное время и в правильной обстановке.

Важную роль играет предшествующее эмоциональное состояние ребенка, выбранное (свободное от других обычных занятий или развлечений) время, а также место беседы (музей, мемориальный комплекс, дом (квартира) старших родственников, и др.);

сопровождать свой рассказ наглядным материалом: фотографиями, в том числе из семейного альбома, письмами, семейными реликвиями (награды и др.);

не перегружать ребенка сложным материалом: не нужно указывать конкретных дат каких-то событий, точных цифр – они затрудняют восприятие;

говорить понятно и адаптивно: использовать доступную детям лексику, объяснять значение незнакомых слов, не употреблять специальной терминологии, не перегружать рассказ сложными грамматическими конструкциями;

соблюдать логику содержания, системность и последовательность доведения материала.

Для выполнения последней из указанных выше рекомендаций и для того, чтобы ребенку было понятно, о чем идет речь, начинайте с объяснения «страшных» слов, которые скорее всего в этом возрасте он уже слышал или видел. Такими словами являются «нацизм» и «фашизм». Очень важно, чтобы эти слова были осмыслены ребенком, значение их было понятно (например, «фашизм (нацизм)» это когда одни люди могут уничтожать других потому что считают себя лучшими. Это не человеческая и даже не звериная (звери убивают чтобы жить) позиция (мысль, идея), которая была использована для одурманивания немцев в годы Великой Отечественной войны, чтобы они и их пособники уничтожали наших предков. Это не замысловатые руны и символы, это огромное число жертв среди мирного населения, которое стало результатом бесчеловечных действий фашистов (нацистов).

После того как вы убедились, что ваш ребенок понял, кто такие фашисты (нацисты), давайте попробуем понятно объяснить, что такое геноцид белорусского народа.

Пример: «Все люди равны. Они могут быть хорошими и плохими, умными и глупыми, маленькими и большими, но все они равны в своем праве на жизнь, здоровье, обучение и т.д. Это главное правило, которое делает человека человеком. У тебя в классе все дети разные. У каждого свой характер, способности и особенности. Но никого из детей не выгоняют из школы за неуспеваемость, другой цвет кожи, прическу, национальность, не лишают обедов, не отправляют в тюрьму, потому что в нашей стране это правило соблюдается неукоснительно.

Почти 80 лет назад, когда твои прадедушки и прабабушки были такими как ты, на нашу землю напали немецко-фашистские захватчики – жители страны Германия, одурманенные собственной властью (Гитлером и его окружением). Они считали себя самыми лучшими на земле и поэтому хотели иметь власть над всеми остальными людьми и территориями. На нашу страну они напали, чтобы забрать нашу землю, наши богатства, уничтожить большую часть населения, нашу культуру, заставить оставшихся в живых на них работать. Они хотели лишить нас Родины, дома, семьи, памяти и достоинства. Немецко-фашистские захватчики использовали жестокие методы и средства, чтобы достичь своих целей. Они лишали белорусов еды, воды, сна, свободы, отнимали детей у родителей, заставляли взрослых и детей работать на тяжелой работе без отдыха. Это все они делали для того, чтобы огромное количество мирных людей не выдерживало такого обращения и погибало. Тех, кто сопротивлялся, уничтожали, сжигая деревни вместе с жителями. Это и есть геноцид».

Теперь, когда вы рассказали о геноциде, ребенку станет проще понять, в чем заключался подвиг белорусского народа, который, несмотря на все потери, выстоял и победил фашистских нелюдей, освободил захваченные ими европейские народы вместе с солдатами Красной/Советской армии (тогда мы все: белорусы, украинцы, литовцы, россияне и т.д. жили в дружной семье народов СССР), а после этого отстроил разрушенную страну, дав нам возможность свободно жить и трудится на наше общее благо.

Необходимо рассказать детям о героическом сопротивлении фашизму наших людей (Брестская крепость-герой, партизанское движение, подполье), о юных героях того времени (Марат Казей, Борис Цариков, Зинаида Портнова и др.). Не поленитесь и, найдя материал в Интернете[1], покажите детям фотографии. Несмотря на то, что все это ваш ребенок будет проходить в школе, расскажите о них с житейской точки зрения, попытайтесь донести простыми словами, что эти люди когда-то были такими же обычными детьми, но при этом по-настоящему любили свою Родину. Они отдали самое дорогое – свою жизнь, чтобы мы жили в мирное и благополучное время. Память о них – это наша благодарность и их бессмертие.

Пример (Марат Казей). Когда началась война Марат был простым советским мальчиком, который учился в 5 классе. Когда фашисты пришли на нашу землю, его мама прятала у них в доме раненого солдата. Фашисты узнали об этом, схватили и убили ее. Марату и его сестре пришлось бежать в лес к партизанам и искать у них защиты. Марат стал настоящим воином, сражался наравне со взрослыми. В первом бою Марата ранили в руку, но он не испугался и не отступил, он поднял боевой дух своих взрослых товарищей, сам повел их в атаку. За такой поступок мальчик был удостоен медали «За отвагу», которую давали только за настоящую проявленную в бою храбрость. После этого Марата приняли в разведывательный отряд. Благодаря Марату партизаны и Красная армия получали важнейшие сведения, карты и планы фашистов.

Последний свой подвиг Марат совершил возле деревни Хоромецкие Узденского района Минской области. Там он принял неравный бой с фашистами, был окружен со всех сторон, но не сдался в плен и геройски погиб, подорвав последнюю гранату и уничтожив врагов вместе с собой.

В нашей стране помнят и чтят Марата, которому посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Памятник юному герою располагается в центре Минска в одноименном сквере.

Обязательно нужно вспомнить про фронтовиков, партизан, тружеников тыла военного времени из вашей семьи. Расскажите их историю, попробуйте передать личные переживания, стремление к победе. Если сохранились их личные вещи, письма, фотографии, награды, покажите их детям. Расскажите о том, как жили в послевоенный период ваши родственники, которых не забрала война, поделитесь своими детскими воспоминаниями, посетите семейные могилы. Необходимо показать, что ваши родные были участниками великих свершений, героями, настоящими патриотами своей Родины, отметить, что вся семья всегда будет их помнить, гордиться, стараться быть такими же.

Чтобы убедиться в том, что ребенок вас понял правильно завершайте беседы «мягкими» (не требовательными) вопросами о сути и смысле рассказанного. К наиболее общим из них относятся следующие: «Как ты думаешь, любишь ли ты свою Родину? Почему ты так думаешь? Чтобы ты мог сделать (вместе с друзьями, родителями), чтобы в твоей стране стало лучше жить? Если бы у тебя была волшебная палочка и ты мог бы выполнять только «большие» желания для всей страны, какие три желания ты бы загадал?».

Рекомендуется развивать тематику с возрастом, учитывать работу учреждений образования, восстанавливать или создавать семейные традиции (например, празднование 9 мая, 3 июля). При повторном обращении к материалу (например, при подготовке домашних заданий по исторической тематике, участии в соответствующих школьных мероприятиях) стоит постепенно раскрывать новые понятия (предатели, коллаборанты, каратели, эсэсовцы, лагеря смерти и др.), смыслы (Нюрнбергский процесс, пропаганда, реабилитация и возрождение нацизма, неонацизм), ценности (историческая память как священный долг каждого гражданина Беларуси и средство не допустить повторения трагедии; верность Родине – единственно возможный жизненный путь Настоящего Человека).

В процессе работы с ребенком нужно быть готовым ответить на его уточняющие вопросы (перечень источников достоверной информации приведен ниже), а также вопросы, возникающие в связи с услышанным и увиденным.

Пример 1. Вопрос: «Стоит ли мне бояться за свою жизнь и жизнь нашей семьи сейчас? Ответ: «Бояться не нужно. Сохранение мира в Беларуси – это одна и самых главных задач руководства (Президента и правительства) нашей страны. Наше государство и наши соотечественники делают все возможное, чтобы мрачные события тех времен не повторились, и мы всегда жили в мирное и благополучное время. Чтобы память о войне не исчезла со временем, Генеральная прокуратура вместе с другими правоохранительными органами и организациями активно ищет всю правду и виновных в тех злодеяниях, привлекает их к ответственности. Трагедия белорусского народа осталась в далеком прошлом и нам, белорусам, ничего не угрожает, пока мы не забыли правду о геноциде и подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны».

Пример 2. Вопрос: «По телевизору (в Интернете, по радио, в транспорте, в школе, во дворе) говорят о войне на Украине. Почему там идет война?». Ответ: «Россия была вынуждена начать специальную военную операцию, потому что руководство близкого нам украинского народа, пришедшее к власти незаконным путем в 2014 году, управляло страной в интересах западных стран, которые хотели навредить России, уничтожая память и правду о Великой Отечественной войне, возрождая нацизм (героизируя нацистских преступников, 8 лет убивая жителей Донбасса, которые хотели дружить с Россией). Поэтому целью специальной военной операции России является денацификация Украины – устранение идей нацизма, возвращение к дружбе между народами, имеющими общую историю».

Пример 3. Вопрос: «В Интернете видел (читал) информацию / в фильме показывали, что во Второй мировой войне сражались Сталин и Гитлер / победили американцы или англичане / Советский союз захватил, а не освободил Европу и др. Это правда?».  Ответ: «Нет! В Интернете есть много ложной информации. Ее размещают там те, кто хочет исказить нашу память. Среди них есть и потомки фашистов, желающие обелить черные дела своих предков, и лжеученые, за деньги готовые на все, и преступники, преследующие свои цели. Если увидишь что-либо подобное, обязательно скажи мне – мы обсудим и во всем разберемся».

 

Уважаемые родители, бабушки и дедушки! Спасибо вам, что воспользовались настоящей памяткой! Мы надеемся, что наша с вами совместная работа по сохранению исторической памяти будет результативной – поможет защитить наших детей, обеспечит их мирное будущее!

[1] Ссылки на материалы даны в конце Памятки 

свернуть

О применении результатов расследования уголовного дела о геноциде

Материалами уголовного дела по факту геноцида населения Беларуси в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период подтверждены выводы о том, что масштабы трагических событий, произошедших на территории БССР в годы немецко-фашистской оккупации, намного шире, чем предполагалось ранее.

Установлено, что карателями и их пособниками уничтожено полностью либо частично, в том числе вместе с жителями, не менее 12 348 белорусских сельских населенных пунктов, что на 3 148 больше, чем это отражено в архивных документах (9 200) на момент возбуждения уголовного дела.

Список сел и деревень, разделивших судьбу Хатыни, дополнен 102 населенными пунктами (186 - до начала расследования).

Подтверждено функционирование на территории БССР не менее 560 (480) лагерей смерти, а также проведение более 180 (140) крупных карательных операций.

Подтверждено уничтожение в концентрационном лагере «Тростенец» не менее 546 000 человек.

Согласно полученным в ходе следствия данным, количество жертв геноцида превышает 3 млн. (2,2 млн.) человек.

В уголовном деле имеются сведения о 180 ранее неизвестных местах уничтожения и захоронения жертв геноцида, в том числе массовых.

Результаты расследования уголовного дела активно освещаются прокурорскими работниками при проведении патриотических и идеологических мероприятий в трудовых коллективах и молодежной среде, на телевидении и в радиоэфирах.

Соответствующая информация размещена на официальном сайте Генеральной прокуратуры.

 

свернуть

Совместный проект Генеральной прокуратурой Республики Беларусь и Агентства телевизионных новостей Белтелерадиокомпании «Геноцид. Без права на жизнь»

Совместный проект Генеральной прокуратурой Республики Беларусь и Агентства телевизионных новостей Белтелерадиокомпании «Геноцид. Без права на жизнь» – это художественно-публицистический цикл фильмов о злодеяниях нацистов и их пособников в отношении мирных граждан в период оккупации территории БССР. Проект основан на материалах уголовного дела по факту геноцида белорусского народы в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период.

За значительный вклад в сохранение исторической памяти и правды о Великой Отечественной войне и реализацию проекта «Геноцид. Без права на жизнь» Президент Республики Беларусь вручил специальную премию деятелям культуры и искусства Генеральному прокурору Республики Беларусь Андрею Шведу и председателю Национальной государственной телерадиокомпании Республики Беларусь Ивану Эйсмонту.

Посмотреть все серии можно на  YouTube-канале.

свернуть

Презентация и тезисы о геноциде

Презентацию «Расследование уголовного дела о геноциде белорусского народа: восстановление исторической справедливости», подготовленную Генеральной Прокуратурой Республики Беларусь, для использования в работе руководителями по военно-патриотическому воспитанию, учителями истории с учащимися VIII-XI классов можно посмотреть по ссылке

Тезисы к презентации доступны по ссылке(doc)

свернуть

Реабилитация нацизма - это преступление против человечества

В условиях информационных войн вопросы сохранения исторической памяти белорусского народа относительно трагических событий Великой Отечественной войны имеют приоритетное значение для государства, поскольку они затронули практически каждую белорусскую семью. Нельзя забывать, что столетиями история демонстрировала все новый кризис в отношениях между государствами, а, как справедливо заметил Дж.Сантаяна, «кто не помнит своего прошлого, обречен пережить его вновь».

«Опасный путь к новому переделу мира начинается с ревизии итогов Второй мировой войны, отрицания преступлений нацизма, борьбы с памятниками освободителям, реабилитации и героизации нацистских преступников и их пособников, совершивших тягчайшие преступления в годы Второй мировой войны – как отдельных лиц, так и организаций в целом, ксенофобии и нетерпимости, заигрывания с последователями нацистской идеологии всех мастей», – провозглашалось также в Заявлении глав государств – участников СНГ, которое было сделано в связи с 80-летием начала Второй мировой войны.

В этой связи возрождение идей, направленных против мира и безопасности человечества и признанных преступными на уровне мирового сообщества после Второй мировой войны, составляет угрозу национальной безопасности и стабильности международных отношений.

В Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 575, в качестве угроз национальной безопасности отражено распространение недостоверной или умышленно искаженной информации, способной причинить ущерб национальным интересам, и формирование, проникновение либо распространение идеологии экстремизма, национальной, расовой и религиозной нетерпимости, возникновение либо незаконная деятельность организаций, группировок, отдельных лиц, придерживающихся и распространяющих указанные взгляды.

Таким образом, характер и степень общественной опасности реабилитации нацизма как одной из наиболее вредных форм проявления экстремизма приводит к необходимости установления законодателем соответствующих норм уголовного закона.

Значимость указанных общественных отношений в эпоху глобализации и нарастающие попытки искажения общепризнанных исторических фактов создали предпосылки для разработки и принятия комплексного нормативного правового акта – Закона Республики Беларусь от 14 мая 2021 г. № 103-З «О недопущении реабилитации нацизма», который, в свою очередь, обусловил также введение в УК отдельного состава преступления – «Статья 1301. Реабилитация нацизма».

Недопущение реабилитации нацизма основывается на принципах:

  • сохранения исторической памяти и недопущения фальсификации истории, в том числе искажения исторических фактов;
  • законности;
  • признания, соблюдения и защиты прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов организаций;
  • сочетания гласных и негласных методов недопущения реабилитации нацизма;
  • приоритета обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь;
  • сотрудничества государства с организациями и гражданами;
  • приоритета предусмотренных законодательством в сфере профилактики правонарушений мер профилактики правонарушений, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих реабилитации нацизма (далее – профилактические меры);
  • неотвратимости наказания за реабилитацию нацизма.

Реабилитация нацизма – это действия, совершенные публично либо с использованием публично демонстрируемого произведения, или средств массовой информации, или глобальной компьютерной сети Интернет, или иной информационной сети, выражающиеся в:

  • оправдании идеологии (доктрины) и практики нацизма, признании их правильными, нуждающимися в поддержке и достойными подражания, а также в распространении идеологии нацизма;
  • одобрении или отрицании преступлений против мира и безопасности человечества, военных и других преступлений, установленных приговором Международного военного трибунала либо приговорами национальных, военных или оккупационных трибуналов, основанными на приговоре Международного военного трибунала;
  • оправдании лиц и (или) структур либо организаций, признанных преступными либо виновными в совершении преступлений приговором Международного военного трибунала либо приговорами национальных, военных или оккупационных трибуналов, основанными на приговоре Международного военного трибунала, а равно сотрудничавших с такими лицами и (или) структурами либо организациями на оккупированной территории СССР в годы Второй мировой войны политических и военных организаций, а также лиц, участвовавших в деятельности таких политических и военных организаций и исполнявших либо умышленно содействовавших исполнению преступных приказов лиц и (или) структур либо организаций, указанных в настоящем абзаце, в любой форме;
  • героизации нацистских преступников и их пособников – преднамеренном прославлении их, а также совершенных ими преступлений.

Нацизм – это тоталитарная идеология (доктрина) и практика ее применения гитлеровской Германией, ее союзниками и сателлитами с 1933 по 1945 год, связанные с тоталитарными террористическими методами власти, официальной градацией всех наций по степени полноценности, пропагандой превосходства одних наций над другими, сопровождавшиеся преступлениями против мира и безопасности человечества, военными и другими преступлениями, установленными приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси.

Нацистская символика и атрибутика – флаги, гимны и иные музыкальные произведения, атрибуты униформы, свастики, эмблемы, символы, вымпелы, значки и другие отличительные знаки или их копии, использовавшиеся Национал-социалистской рабочей партией Германии, Национальной фашистской партией Италии, другими государственными, военными и иными структурами либо организациями, сотрудничавшими с такими структурами на оккупированной территории СССР в годы Второй мировой войны, если эти структуры и организации признаны преступными либо виновными в совершении преступлений приговором Международного военного трибунала либо приговорами национальных, военных или оккупационных трибуналов, основанными на приговоре Международного военного трибунала, а также другими организациями, сотрудничавшими с такими структурами и организациями, а равно изображения лиц, признанных этими трибуналами виновными.

К мерам противодействия реабилитации нацизма в Республике Беларусь относятся:

  • официальное предупреждение;
  • предписание;
  • приостановление деятельности организации, представительства иностранной или международной организации, индивидуального предпринимателя, деятельность которых направлена на реабилитацию нацизма;
  • признание организации, зарегистрированной на территории Республики Беларусь, деятельность которой направлена на реабилитацию нацизма, экстремистской, запрещение ее деятельности и ликвидация такой организации;
  • признание деятельности индивидуального предпринимателя, деятельность которого направлена на реабилитацию нацизма, экстремистской и ее прекращение;
  • противодействие деятельности экстремистских формирований, деятельность которых направлена на реабилитацию нацизма;
  • запрещение деятельности экстремистских иностранных и международных организаций, деятельность которых направлена на реабилитацию нацизма;
  • противодействие финансированию реабилитации нацизма;
  • иные меры противодействия реабилитации нацизма, предусмотренные законодательством о противодействии экстремизму.

Реабилитация нацизма, финансирование реабилитации нацизма, деятельность организации, представительства международной или иностранной организации, индивидуального предпринимателя, направленная на реабилитацию нацизма, пропаганда или публичное демонстрирование, в том числе с использованием глобальной компьютерной сети Интернет либо иной информационной сети, изготовление, распространение нацистской символики и атрибутики, а равно хранение или приобретение такой символики и атрибутики в целях распространения запрещаются, за исключением случаев публичного демонстрирования, изготовления, распространения нацистской символики и атрибутики, а равно хранения или приобретения такой символики и атрибутики в целях распространения при осуществлении в соответствии с законодательством деятельности в области театрального, музыкального, циркового и изобразительного искусства, библиотечного дела, кинематографической деятельности, музейного дела, организации и проведения культурно-зрелищных и иных культурных мероприятий, издательского дела, образовательной и научной деятельности, коллекционирования культурных ценностей, средств массовой информации при отсутствии признаков пропаганды нацистской символики и атрибутики.

Перечень организаций и иных структур, признанных преступными организациями и структурами приговором Международного военного трибунала определен постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 28 октября 2022 г. № 271 по согласованию с Министерством юстиции Республики Беларусь, Комитетом государственной безопасности Республики Беларусь и Национальной академией наук Беларуси:

1. Национал-социалистическая рабочая партия Германии, она же Национал-социалистическая немецкая рабочая партия (на немецком языке Nationalsozialistische Deutsche Arbeiterpartei (NSDAP), сокращенно НСДАП.

2. СА (аббревиатура от немецкого выражения Sturmabteilung «штурмовые отряды») – военизированные формирования Национал-социалистической рабочей партии Германии.

3. СС (на немецком языке SS, аббревиатура от немецкого выражения Schutzstaffeln «охранные отряды») – военизированные формирования Национал-социалистической рабочей партии Германии.

4. ГЕСТАПО (на немецком языке Gestapo, сокращение от немецкого выражения Geheime Staatspolizei «тайная государственная полиция») – политическая полиция гитлеровской Германии.

5. СД (на немецком языке SD, аббревиатура от немецкого выражения Sicherheitsdienst des Reichsführers SS «служба безопасности рейхсфюрера СС») – спецслужба Национал-социалистической рабочей партии Германии.

6. Национальная фашистская партия Италии (на итальянском языке Partito Nazionale Fascista (PNF) – итальянская политическая партия, основанная 9 ноября 1921 г. для реализации праворадикальной идеологии фашизма.

7. Охрана службы порядка / Служба охраны порядка (на немецком языке Ordungsdienst), она же вспомогательная служба полиции порядка (на немецком языке Schutzmannschaft der Ordnungspolizei, сокращенно Schuma) – военизированная добровольческая коллаборационистская структура, включавшая территориальные управления и участки, полицейские комендатуры, полицейские гарнизоны, батальоны вспомогательной охранной полиции (на немецком языке Schutzmannschaft-Bataillonen) и отдельные отряды полиции, созданная немецкой оккупационной администрацией для осуществления карательно-полицейских функций на оккупированной территории СССР в годы Второй мировой войны и исполнявшая преступные приказы руководства СС и СД.

8. 13-й Белорусский полицейский батальон при СД (на немецком языке Weissruthenische-Polizei (SD) – Bataillon № 13) – военизированная добровольческая коллаборационистская структура, созданная СД для карательных функций на оккупированной территории СССР в годы Второй мировой войны и исполнявшая преступные приказы руководства СС и СД.

9. 30-я гренадерская (пехотная) дивизия Ваффен-СС (русская № 2, она же – белорусская № 1) (на немецком языке 30.Waffen-Grenadier-Division der SS (ruthenische Nr. 2) weissruthenische Nr. 1) – состояла в основном из бывших бойцов отрядов «Белорусской Краевой Обороны» («Беларускай Краёвай Абароны»), использовалась в антипартизанских операциях.

Перечень запрещенной нацистской символики и атрибутики в Республике Беларусь:

1. Свастика – является символом Национал-социалистической рабочей партии Германии и представляет знак в виде креста с четырьмя концами, загнутыми в правую сторону под прямым углом (на немецком языке «Hakenkreuz», в переводе на русский язык «крюко-крест»).

2. Гимн Национал-социалистической рабочей партии Германии – «Песнь Хорста Весселя» (на немецком языке «Horst-Wessel-Lied»), также известна как «Знамёна ввысь» (на немецком языке «Die Fahne hoch»), является символом Национал-социалистической рабочей партии Германии.

3. Нацистское партийное приветствие – является символом Национал-социалистской рабочей партии Германии и представляет сопровождаемое поднятием правой руки с распрямленной ладонью восклицание «Хайль Гитлер» (на немецком языке «Heil Hitler», в переводе на русский язык «Да здравствует Гитлер» либо «Слава Гитлеру») либо восклицание «Зиг Хайль» (на немецком языке «Sieg Heil», в переводе на русский язык «Да здравствует Победа» либо «Победе Слава»).

4. Коллаборационистское приветствие – является символом 13-го Белорусского полицейского батальона при СД и 30-й гренадерской (пехотной) дивизии Ваффен-СС (русская № 2, она же – белорусская № 1) наравне с нацистским партийным приветствием «Хайль Гитлер» и представляет сопровождаемое поднятием правой руки с распрямленной ладонью восклицание «Жыве Беларусь» и отзыв «Жыве».

5. Флаг Третьего рейха (на немецком языке «die Hakenkreuzflagge», в переводе на русский язык «флаг со свастикой») – создан Адольфом Гитлером и является символом Национал-социалистической рабочей партии Германии и других организаций, признанных преступными Международным военным трибуналом, представляет прямоугольное красное полотнище с расположенной в центре на белом круге черной наклонной свастикой.

6. Атрибуты униформы членов СС и войск СС – представляют металлическую кокарду с изображением черепа со скрещенными позади костями, так называемая «Мертвая голова» (на немецком языке «Totenkopf»), а также петлицы и шевроны черного цвета с серебристыми изображениями рунических символов либо «Мертвой головы».

7. Атрибут униформы сотрудников СД – представляет шеврон в виде черного ромба с белыми латинскими буквами «SD» внутри.

8. Эмблема Национал-социалистической рабочей партии Германии (на немецком языке «Parteiadler», в переводе на русский язык «партийный орел»), в 1935 году ставшая официальным гербом Третьего рейха, представляет черного орла с распростертыми крыльями, держащего в лапах стилизованный дубовый венок со свастикой в центре.

9. Эмблема Национальной фашистской партии Италии – представляет вертикально расположенную ликторскую фасцию (связка прутьев с вложенным в них топором), изображенную на фоне геральдического щита прямоугольной формы со скругленной вершиной, окрашенного в три горизонтальные полосы: зеленого, белого и красного цветов, в который вписаны заглавные латинские буквы названия Национальной фашистской партии Италии – P.N.F.

10. Эмблема СС – представляет лигатуру в виде сдвоенной руны «Зиг».

11. Эмблема СА – представляет изображение молнии в круге, скомбинированное с буквой А.

12. Эмблема «Черное Солнце» (на немецком языке Schwarze Sonne) – нацистский символ, разновидность «солнечного колеса» (на немецком языке Sonnenrad), использовавшийся в нацистской Германии, состоит из двенадцати радиальных рун «Зиг», похожих на символы, используемые в эмблеме СС.

13. Эмблема 1-й танковой дивизии СС «Лейбштандарт СС Адольфа Гитлера» (на немецком языке 1.SS-Panzerdivision «Leibstandarte-SS Adolf Hitler») – представляет вписанное в геральдический щит-тарч изображение отмычки.

14. Эмблема 2-й танковой дивизии СС «Дас Рейх» (на немецком языке 2.SS-Panzer-Division «Das Reich») – представляет вписанный в геральдический щит-тарч «вольфсангель» («волчий крюк»), расположенный горизонтально.

15. Эмблема 3-й танковой дивизии СС «Мертвая голова» («Тотенкопф») (на немецком языке 3.SS-Panzer-Division «Totenkopf») – представляет вписанный в геральдический щит-тарч человеческий череп с костями.

16. Эмблема 4-й мотопехотной дивизии СС «Полиция», она же (4-я) полицейская дивизия СС» (на немецком языке 4.SS-Polizei-Panzergrenadier-Division) – представляет вписанный в геральдический щит-тарч «волчий крюк»-«вольфсангель» в вертикальном положении.

17. Эмблема 5-й танковой дивизии СС «Викинг» (на немецком языке 5.SS-Panzer-Division «Wiking») – представляет вписанный в геральдический щит-тарч «косовидный крест» («солнечное колесо»), то есть свастику с дугообразно загнутыми перекладинами.

18. Эмблема 6-й горной (горнострелковой) дивизии СС «Норд» («Север») (на немецком языке 6.SS-Gebirgs-Division «Nord») – представляет вписанную в геральдический щит-тарч древнегерманскую руну «хагалль» (напоминающую русскую букву «Ж»).

19. Эмблема 7-й добровольческой горной (горнострелковой) дивизии СС «Принц Евгений (Ойген)» (на немецком языке 7.SS-Freiwilligen-Gebirgsdivision «Prinz Eugen») – представляет вписанную в геральдический щит-тарч древнегерманскую руну «одаль» («отилиа», «этель») с загнутыми нижними концами наружу.

20. Эмблема 23-й добровольческой горной (горнострелковой) дивизии СС «Кама» (хорватской № 2) (на немецком языке 23.Waffen-Gebirgs-Division der SS Kama (kroatische Nr. 2) – представляет вписанное в геральдический щит-тарч стилизованное изображение астрономического знака солнца в венце из лучей.

21. Эмблема 8-й кавалерийской дивизии СС «Флориан Гейер» (на немецком языке 8.SS Cavalry Division «Florian Geyer») – представляет вписанные в геральдический щит-тарч прямой обнаженный меч острием вверх, пересекающий щит справа налево по диагонали, и лошадиную голову.

22. Эмблема 9-й танковой дивизии СС «Гоэнштауфен» (на немецком языке 9.SS-Panzer-Division «Hohenstaufen») – представляет вписанный в геральдический щит-тарч обнаженный меч, расположенный вертикально прямо острием вверх, наложенный на заглавную латинскую литеру «Н» («Нohenstaufen»).

23. Эмблема 10-й танковой дивизии СС «Фрундсберг» (на немецком языке 10.SS-Panzer-Division «Frundsberg») – представляет вписанную в геральдический щит-тарч заглавную готическую литеру «F» («Фрундсберг»), наложенную на дубовый листок, расположенный справа налево по диагонали.

24. Эмблема 11-й добровольческой мотопехотной дивизии СС «Нордланд» («Северная страна») (на немецком языке 11.SS-Freiwilligen-Panzergrenadier-Division «Nordland») – представляет вписанный в геральдический щит-тарч круг с изображением «солнечного колеса».

25. Эмблема 12-й танковой дивизии СС «Гитлеровская молодежь» («Гитлерюгенд») (на немецком языке 12.SS-Panzer-Division Das Hitlerjugend) – представляет вписанную в геральдический щит-тарч древнегерманскую солнечную руну «сиг» («совуло», «совелу»), символ победы и эмблему гитлеровских молодежных организаций «Юнгфольк» и «Гитлерюгенд», из числа членов которых рекрутировались добровольцы дивизии, наложенную на отмычку.

26. Эмблема 13-й добровольческой горной (горнострелковой) дивизии Ваффен-СС «Ханджар» (на немецком языке 13.Waffen-Gebirgs-Division der SS «Handschar» (kroatische Nr. 1) – представляет вписанный в геральдический щит-тарч кривой меч-ханджар, направленный слева направо вверх по диагонали.

27. Эмблема 14-й добровольческой гренадерской (пехотной) дивизии Ваффен-СС (галицийская № 1, с 1945 года – украинская № 1); она же дивизия СС (Сечевых Стрельцов) «Галичина» (на немецком языке 14.Waffen-Grenadier-Division der SS «Galizien» (galizische/ukrainische SS-Division Nr. 1) – представляет изображение льва с поднятым хвостом, шествующего на задних лапах, в окружении трех трехзубых корон, вписанного в «варяжский» («норманнский») щит.

28. Эмблема 15-й добровольческой гренадерской (пехотной) дивизии Ваффен-СС (латышская № 1) (на немецком языке 15.Waffen-Grenadier-Division der SS (lettische Nr. 1) – представляет геральдический щит с изображением римской цифры «I» над стилизованной печатной заглавной латинской литерой «L» («Латвия») с наклоном влево.

29. Эмблема 16-й мотопехотной дивизии СС «Рейхсфюрер СС» (на немецком языке 16.SS-Panzergrenadier-Division «Reichsführer SS») – представляет вписанный в геральдический щит-тарч пучок из трех дубовых листьев с двумя желудями у черенка в обрамлении лаврового венка.

30. Эмблема 17-й моторизованной дивизии СС «Гот фон Берлихинген» (на немецком языке Insignia of 17.SS Panzergrenadier Division Götz von Berlichingen) – представляет вписанную в геральдический щит-тарч сжатую в кулак железную руку, пересекающую щит справа налево и снизу вверх по диагонали.

31. Эмблема 18-й добровольческой мотопехотной дивизии СС «Хорст Вессель» (на немецком языке 18.SS-Freiwilligen-Panzergrenadier-Division «Horst Wessel») – представляет прямой обнаженный меч острием вверх, пересекающий щит-тарч справа налево по диагонали.

32. Эмблема 19-й добровольческой гренадерской (пехотной) дивизии Ваффен-СС (латышская № 2) (на немецком языке 19.Waffen-Grenadier-Division der SS (lettische Nr. 2) – представляет геральдический щит с изображением римской цифры «II» над стилизованной печатной заглавной латинской литерой «L» («Латвия»).

33. Эмблема 20-й добровольческой гренадерской (пехотной) дивизии Ваффен-СС (эстонская № 1) (на немецком языке 20.Waffen-Grenadier-Division der SS (estnische Nr. 1) – представляет «варяжский» («норманнский») геральдический щит с изображением прямого обнаженного меча острием вверх, пересекающего щит справа налево по диагонали и наложенного на заглавную латинскую литеру «Е» («Э», то есть «Эстония»).

34. Эмблема 21-й добровольческой горной (горнострелковой) дивизии Ваффен-СС «Скандербег» (албанская № 1) (на немецком языке 21.Waffen-Gebirgs-Division der SS «Skanderbeg» (albanische Nr. 1) – представляет геральдический щит-тарч с изображением двуглавого орла.

35. Эмблема 22-й добровольческой кавалерийской дивизии СС «Мария Терезия» (на немецком языке 22.SS-Freiwilligen-Kavallerie-Division «Maria Theresia») – представляет изображение вписанного в геральдический щит-тарч цветка василька с восьмью лепестками, стеблем, двумя листьями и одним бутоном.

36. Эмблема 23-й добровольческой мотопехотной дивизии Ваффен-СС «Нидерланд» (голландская №1) (на немецком языке 23.SS-Freiwilligen-Panzergrenadier-Division «Nederland» (niederländische Nr. 1) – представляет руну «одаль» («отилиа») с нижними концами в форме стрел, вписанную в геральдический щит-тарч.

37. Эмблема 24-й добровольческой горной (горнострелковой) дивизии Ваффен-СС «Карстовые егеря» («Егеря Карста», «Карстъегер») (на немецком языке 24.Waffen-Gebirgs-(Karstjäger-)Division der SS) – представляет стилизованное изображение «карстового цветка» («карстблуме»), вписанное в геральдический щит «варяжской» («норманнской») формы.

38. Эмблема 25-й добровольческой гренадерской (пехотной) дивизии Ваффен-СС «Хуньяди» (венгерская № 1) (на немецком языке 25.Waffen-Grenadier-Division der SS Hunyadi (ungarische Nr. 1) – представляет «варяжский» («норманнский») геральдический щит с изображением «стреловидного креста» под двумя трехзубыми коронами.

39. Эмблема 26-й добровольческой гренадерской (пехотной) дивизии Ваффен-СС «Гёмбёш» (венгерская № 2) (на немецком языке 26.Waffen-Grenadier-Division der SS (ungarische Nr. 2) – представляет «варяжский» («норманнский») геральдический щит с изображением стреловидного креста под тремя трехзубыми коронами.

40. Эмблема 27-й добровольческой гренадерской (пехотной) дивизии СС «Лангемарк» (фламандская № 1) (на немецком языке 27.SS-Freiwilligen-Grenadier-Division Langemarck (flämische Nr. 1) – представляет «варяжский» («норманнский») геральдический щит с изображением «трискелиона» («трифоса» или «трикветра»).

41. Эмблема 28-й добровольческой гренадерской (пехотной) дивизии СС «Валлония» (на немецком языке 28.SS-Freiwilligen-Grenadier-Division «Wallonien») – представляет геральдический щит-тарч с изображением перекрещенных в форме буквы «Х» обнаженных прямого меча и кривой сабли рукоятками вверх (в редких случаях – рукоятками вниз).

42. Эмблема 29-й добровольческой гренадерской пехотной дивизии Ваффен-СС «РОНА» (русская № 1) (на немецком языке 29.Waffen-Grenadier-Division der SS «RONA» (russische Nr. 1) – представляет «варяжский» («норманнский») геральдический щит с изображением уширенного креста (стилизованный Георгиевский крест) с аббревиатурой «RONA» под ним.

43. Эмблема 29-й добровольческой гренадерской (пехотной) дивизии Ваффен-СС «Италия» (итальянская № 1) (на немецком языке 29.Waffen-Grenadier-Division der SS (italienische Nr. 1) – представляет вписанную в геральдический щит «варяжской» («норманнской») формы вертикально расположенную ликторскую фасцию («литторио») – связку прутьев с вложенным в них топором.

44. Эмблема 30-й добровольческой гренадерской (пехотной) дивизии Ваффен-СС (русская № 2, она же – белорусская № 1) (на немецком языке 30.Waffen-Grenadier-Division der SS (weissruthenische Nr. 1) – представляет «варяжский» («норманнский») геральдический щит с изображением двойного «Ярыловского креста», расположенного горизонтально.

45. Эмблема 31-й добровольческой гренадерской дивизии СС (она же – 23-я добровольческая горнострелковая дивизия Ваффен-СС) (на немецком языке SS-Freiwilligen-Grenadier-Division) – представляет изображение анфаса головы оленя с рогами на «варяжском» («норманнском») геральдическом щите.

46. Эмблема 32-й добровольческой гренадерской (пехотной) дивизии СС «30 января» (на немецком языке 32.SS-Freiwilligen-Grenadier-Division «30. Januar») – представляет «варяжский» («норманнский») щит с изображением вертикально расположенной «боевой руны» – символа древнегерманского бога войны Тюра (Тира, Тиу, Циу, Туисто, Туэско).

47. Эмблема 33-й добровольческой гренадерской (пехотной) дивизии Ваффен-СС «Шарлемань» (французская № 1) (на немецком языке 33.Waffen-Grenadier-Division der SS «Charlemagne» (französische Nr.1) – представляет рассеченный «варяжский» («норманнский») щит с изображением в левой половине римско-германского имперского орла и в правой – трех геральдических лилий.

48. Эмблема 34-й добровольческой гренадерской (пехотной) дивизии СС «Ландсторм Недерланд» (голландской № 2) (на немецком языке 34.SS-Freiwilligen-Grenadier-Division «Landstorm Nederland») – представляет вписанный в «варяжский» («норманнский») геральдический щит «голландский национальный» вариант «волчьего крюка»-«вольфсангеля».

49. Эмблема 35-й полицейской гренадерской (пехотной) дивизии СС («Полицейская дивизия II») (на немецком языке 35.SS Police Grenadier (Infantry) Division («Police Division II») – представляет «варяжский» («норманнский») щит с изображением древнегерманской руны «хагалль» и римской цифры «II».

50. Эмблема 36-й добровольческой гренадерской дивизии Ваффен-СС «Дирлевангер» (на немецком языке 36.SS-Sonderkommando Dirlewanger) – представляет вписанные в «варяжский» («норманнский») щит две перекрещенные в форме буквы «Х» ручные гранаты-колотушки рукоятками вниз.

51. Эмблема 37-й добровольческой кавалерийской дивизии СС «Лютцов» (на немецком языке 37.SS-Freiwilligen-Kavallerie-Division «Lützow») – представляет вписанное в центре геральдического щита-тарча изображение прямого обнаженного меча острием вверх, наложенного на заглавную готическую литеру «L», то есть «Лютцов».

52. Эмблема 38-й добровольческой гренадерской (пехотной) дивизии СС «Нибелунги» («Нибелунген») (на немецком языке 38.SS-Grenadier-Division «Nibelungen») – представляет вписанное в геральдический щит-тарч изображение крылатого шлема-невидимки Нибелунгов.

Примечание:

Статья 1301 Уголовного кодекса Республики Беларусь

Реабилитация нацизма

1. Умышленные действия по реабилитации нацизма –

наказываются штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок.

2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, соединенные с насилием либо совершенные должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, –

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

3. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные группой лиц либо повлекшие по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия, –

наказываются лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет.

свернуть

Закон «О геноциде белорусского народа»

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 5 января 2022 г. N 146-З 

 «О геноциде белорусского народа»   

свернуть

Фильмы о Великой Отечественной войне, которые должен посмотреть каждый школьник

Патриотическое воспитание обучающихся посредством использования кинофильмов о войне.

     Патриотическое воспитание — это процесс взаимодействия педагогов и школьников направленный на формирование патриотического сознания и ценностей, чувств и отношений, убеждений и мотивов служения Отечеству, в условиях усвоения школьниками опыта познавательной деятельности, эмоционально-ценностных отношений и действенно-практического опыта в различных видах патриотически-ориентированной активности в процессе внеклассной, учебной и внеурочной деятельности.

     В связи с обновлением представлений о содержании и формах патриотического воспитания интерес представляет инновационные формы, например использование средств мультимедиа. Однако наличие презентации (это уже элементарное требование) не означает наличия новой формы. Если мультимедиа средство представляет не только иллюстративный материал, а является средством воспитания, то вокруг этого средства может родиться новая форма. Например: небольшой (но очень яркий) фрагмент художественного фильма могут и должны использоваться педагогом как форма патриотического воспитания. Это возможно при условии, что субъект воспитания подготовит методическое сопровождение использования данного средства: вопросы для дискуссии (до просмотра), алгоритм обсуждения (после просмотра), форму рефлексии в конце взаимодействия. Для рефлексии в данном случае лучше использовать методику недописанного предложения: "Этот фильм заставил меня задуматься о том, что наши предки…", "Сегодня я впервые узнал …" и т.д.).

     К сожалению, молодое поколение людей все меньше знает о событиях военного времени. Данная проблема может быть объяснима, так как современные старшеклассники родились и выросли в период смены ценностных координат общества, и прежние символы патриотизма и гражданской идентичности утратили свое значение, или ушли в тень. Поэтому, современный педагог должен и даже обязан содействовать сохранению исторической памяти о страницах Великой Отечественной войны – это одна из важнейших задач духовно-нравственного воспитания детей. В современных условиях нет задачи важнее и сложнее, чем задача формирования патриотизма и гражданственности. По приказу ни разлюбить, ни полюбить Родину невозможно. Для современной молодежи характерна неуверенность в завтрашнем дне, утрата интереса к учебе, труду, агрессивность или апатия, антипатриотические настроения. Изменения в мотивации современных детей – показатель ухудшения нравственного и психического здоровья всего общества.

     Великая Отечественная война — одна из самых значимых и трагических страниц в истории Беларуси. Небывалая по своим масштабам и ожесточенности битва советского народа против немецко-фашистских захватчиков обернулась для нашей страны тяжелейшим испытанием. Однако белорусский народ достойно выдержал этот удар, отстояв перед врагом свое право на жизнь.

     Великая Отечественная война принципиально отличалась от всех войн человечества тем, что стратегия фашизма стремились к тотальному уничтожению народов, которые, по «мнению победителя» считались неполноценными. Беспрецедентным в истории человечества являлся генеральный план «Ост», по которому фашисты должны были уничтожить русский народ, «чтобы он не был больше в состоянии помешать установить немецкое господство в Европе». Это была смертельная опасность для всего советского народа. Поэтому Великая Победа над фашизмом явилась событием всемирно-исторического значения и оказала глубочайшее воздействие на весь ход мирового развития.

     Воспитание патриотизма — трудная задача, в процессе решения которой важно показать большое через малое, раскрыть зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей, пробудить в детской душе чувство сопричастности к великим вехам истории родной страны, чувство гордости за силу и величие Родины. Решать эту задачу помогут широчайшие возможности кино.

     Кинофильмы должны использоваться педагогами, в качестве материала для воспитательной работы и, пожалуй, не будет ошибочным утверждение, что продукцию кинематографа учителя оценивают именно с точки зрения возможности ее использования в воспитательных целях. Фильмы дают школьнику широкий выбор проблемных ситуаций, изложенных эмоционально и увлекательно, среди киноситуаций есть и такие, которые воспитатель не может в столь яркой и доходчивой форме показать учащемуся без помощи экрана в будничной реальности: героизм открытий, опасность путешествий, мужество и самопожертвование в военных подвигах.

     Хочется верить, что дети сами начнут понимать и осознавать духовную силу военной истории посредством кинофильмов о наших прадедах, сражавшихся на фронте и в тылу, тех, кто в лихие годы, в неимоверных трудностях, в холоде и голоде, в крови и ужасах войны выстояли и победили.

Теперь можно привести список художественных фильмов о войне, которые рекомендуются для просмотра учащимися. Для младших школьников и среднего звена можно показать:

1. «Девочка ищет отца» — фильм режиссёра Льва Голуба, снятый на киностудии Беларусьфильм в 1959 году по одноимённой пьесе Евгения Рысса.

2. "Полонез Огинского" — советский фильм режиссёра Льва Голуба, снятый на киностудии Беларусьфильм в 1971 году.

3. «Венок сонетов» — драматический фильм, снятый на киностудии "Беларусьфильм" в 1976 году режиссёром Валерием Рубинчиком по мотивам повести Виктора Муратова «Мы убегали на фронт».

4. «Мама, я жив» — советский фильм 1985 года, снятый на киностудии "Беларусьфильм" режиссёром Игорем Добролюбовым.

Для старших школьников:

5. «Через кладбище» — атмосферный фильм 1964 года белорусского мастера военного кино Виктора Турова. Фильм рассказывает о той помощи, которую оказывали белорусские партизаны во время битвы за Сталинград.

6. «Журавлиный крик» — советский военный фильм 1975 года, поставленный на киностудии «Беларусьфильм» режиссёром Александром Карповым.

7. "Иди и смотри" — советский фильм режиссёра Элема Климова, по сценарию, написанному им совместно с Алесем Адамовичем. Снятый в 1985 году на киностудии "Беларусьфильм".

8. «Год сорок первый»(1 серия) — советский цветной телевизионный художественный фильм, поставленный на киностудии «Беларусьфильм» в 1986 году режиссёром Вячеславом Никифоровым.

    «Год сорок первый»(2 серия)

9. "Днепровский рубеж" — фильм режиссёра Дениса Скворцова, снятый на киностудии Беларусьфильм в 2009 году.

10. "Брестская крепость" — белорусско-российский фильм режиссёра Александра Котта, снятый в 2010 году.

свернуть

Память жертвам геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны

Интернет-портал «Партизаны Беларуси»

Интернет-проект «Партизаны Беларуси»

5 сентября 2018 г. между Национальным архивом Республики Беларусь и Издательским домом «Беларусь сегодня» было подписано соглашение по созданию информационного ресурса — интернет-портала «Партизаны Беларуси».

Основными задачами проекта являются увековечение памяти участников партизанского движения в период Великой Отечественной войны 1941-1944 гг.; создание фактографической основы для противодействия попыткам фальсификации истории Великой Отечественной войны; создание наиболее полного электронного банка документов, свидетельствующих о подвигах и наградах партизан в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Это большое подспорье для изучения микроистории, истории семьи, тех направлений, которые сейчас очень актуальны и востребованы и обществом, и социальными институтами.

 

Общедоступная база данных «Сожженные деревни в годы Великой Отечественной войны»

В рамках реализации международного проекта «Повышение статуса спасшихся жителей сожженных белорусских деревень» общественным объединением «Белорусский фонд мира» в Национальный архив Республики Беларусь была передана база данных (далее — БД) по сожженным деревням Беларуси. В ее основу были положены опубликованные в 1984 году списки сожженных деревень, составленные в 1960-е годы.

По состоянию на 18 января 2022 г. в БД внесено 9097 деревень.

Указанная БД является уникальной и единственной в своем роде на всем постсоветском пространстве.

свернуть
20242023
апрельмай
12 апреля, пятница

«Это в памяти нашей навечно»

подробнее...